Документы

Решение Всероссийского лесоустроительного совещания (19 января 2012 года, г. Казань)


Заслушав и обсудив выступления, участники совещания отмечают, что с принятием в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации в стране происходит радикальная реформа лесоучетных работ.
Современная система лесоучетных работ включает в себя 4 крупных самостоятельных блока:
•    постановка лесных участков в составе лесничеств и лесопарков на государственный кадастровый учет;
•    государственная инвентаризация лесов;
•    ведение государственного лесного реестра;
•    лесоустройство.
Лесоустройство остается важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами.
В настоящее время таксационные работы по заказам арендаторов лесных участков и органов государственной власти субъектов Российской Федерации выполняются в крайне незначительных объемах. Средняя по России давность лесоустройства подходит к 20 годам, материалы таксации серьезно устарели, что негативно сказывается на данных государственного лесного реестра и документах лесного планирования и проектирования и не позволяет организовать ведение лесного хозяйства и использования лесов на современном уровне.
Принятые в декабре 2010 года поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий Федерального агентства лесного хозяйства и субъектов Российской Федерации по видам лесоустроительной деятельности позволяют обеспечить финансирование этих работ и открывают новый этап и новые возможности в развитии лесоустройства в России.
В целом по Российской Федерации зона интенсивного ведения лесного хозяйства и использования лесов оценивается в 400 млн. га.
Ежегодное выполнение лесоустроительных работ (таксации лесов) в объеме 40 млн. га позволит в течение 10-летнего цикла обновить информацию по всей зоне интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства.


Ключевыми постулатами современного лесоустройства должны стать:
1) объект лесоустройства – лесничество (лесопарк);
2) первичная учетная единица – лесотаксационный выдел;
3) лесоустройство – комплекс работ, включающий:
•    проектирование лесничеств и лесопарков;
•    проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
•    проектирование лесных участков;
•    закрепление на местности местоположения границ;
•    таксацию лесов;
•    проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) заказчик лесоустройства – орган государственной власти;
5) основной итог лесоустройства – внесенные изменения в Лесной план субъекта Российской Федерации и лесохозяйственный регламент лесничества, данные о количественных и качественных характеристиках земель лесного фонда, включая пространственные данные о лесных участках, для задач ведения государственного лесного реестра.


Участники Всероссийского лесоустроительного совещания решили:


1. Рекомендовать Рослесхозу:
1.1. Разработать проект концепции развития лесоустройства на период до 2020 года;
1.2. Разработать проект ведомственной целевой программы по лесоустройству на 2013-2015 годы;
1.3. Обеспечить разработку и утверждение в 2012 году нормативов затрат на выполнение работ по лесоустройству;
1.4. Доработать методику распределения между субъектами Российской федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, утвержденную постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 838, в части включения расходов на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лесоустройству;
1.5. Взять на себя функции координатора и организатора мероприятий по разработке и подготовке структурами, подчиненными Рослесхозу (ФБУ «ВНИИЛМ», ФБУ «СПбНИЛХ», ФБУ «Авиалесоохрана, ФБУ «Рослесозащита», ФГУП «Рослесинфорг») совместно с профильными учебными и академическими институтами, представителями лесного бизнеса и общественными организациями проектов программ развития лесного хозяйства субъектов Российской Федерации в части проведения лесоустройства на период действия государственной программы «Развитие лесного хозяйства России»;
1.6. С учетом передового опыта развитых стран при участии ведущих научных организаций в указанной сфере деятельности разработать современные и эффективные технологии таксации лесов на основании сочетания выборочных натурных работ и дешифрирования материалов дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения, применения программно - аппаратного комплекса нового поколения по автоматизированной комплексной обработке данных таксации лесов;
1.7. Создать:
•    современное автоматизированное рабочее место инженера-таксатора (АРМ- таксатора);
•    единую общероссийскую базу данных картографической и атрибутной информации материалов лесоустройства с применением ГИС и автоматизированных информационных систем;
1.8. Расширить исследования по вопросам лесоустройства. Включить в план НИОКР на 2012 год развитие методов дистанционного зондирования и геоинформационных технологий;


2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений:
•    принять решение о разработке региональных программ проведения лесоустройства с привлечением специалистов ФГУП «Рослесинфорг» и представить разработанные программы в Федеральное агентство лесного хозяйства на рассмотрение;
•    предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации финансирование мероприятий по лесоустройству в части таксации лесов;
•    инициировать внесение изменений в действующие договоры аренды лесных участков в части возложения на арендаторов  обязанности по обеспечению софинансирования лесоустройства за счет собственных средств;
•    выполнить оценку экономической и бюджетной эффективности проведения работ по лесоустройству.


3. Считать целесообразным проведение в 4- м квартале 2012 года Международной конференции «Состояние лесоустройства и государственного лесного реестра. Основные направления развития лесоучетных работ в России».
 

Скачать: