Вы здесь

Анатолию Петрову сегодня 75 лет!

1 post / 0 новое
Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47
Анатолию Петрову сегодня 75 лет!

Думаю, представлять этого человека на форуме смысла нет. Его статьи и высказывания мы регулярно публикуем. Сегодня Анатолий Павлович отмечает свой 75 день рождения.

Лучшим рассказом о юбиляре станут отзывы его коллег и сотрудников из статьи в "Российских лесных вестях"

Цитата:
Для таких, как он, 75 – не возраст!

Этот человек – находка для журналиста: родным языком владеет виртуозно, говорит образно, сжато, формулирует четко, интонацией подчеркивая смысл сказанного. Долго мучилась: кого же он мне напоминает? Спасибо, подсказали – знаменитого советского актера Василия Меркурьева (кто забыл фильм «Верные друзья»?). Облик, манеры, голос, вулканический темперамент – все очень похоже.

Оба псковские, родом из сопредельных районов. Может, родня? Кстати, профессор Петров тоже вполне мог бы стать актером; по нему, настаивают его сотрудники, сцена горюет. Мог бы, уверены подчиненные, стать литератором, переводчиком, дипломатом. Но он выбрал экономику.

Подготовить этот текст мне помогли подчиненные Анатолия Павловича, встреча с которыми, чтобы шеф инициативы их не заподозрил, была кулуарной. Коллективный портрет начальника нарисовался исключительно неординарный, чему, представляя оригинал, не удивляешься.

Цитата:
Ректор и его женщины.
«Мы знали, что у нас будет новый ректор, но что новый начальник и этот задорный, энергичный человек – одно и то же лицо, я не сразу поняла. Ему было тогда чуть за 50, все в нем било фонтаном: кудрявая голова, вихры в разные стороны, богатые интонации, потрясающий юмор. Я привыкла, что ректор – это такой солидный, степенный, величественный. И вдруг появляется высокий красивый мужчина в неожиданном образе. Сколько лет прошло, а помню тот день. Рада, что не разочаровалась».

«Вы заметили, что у нас нет мужчин? Каждый понедельник он собирает оперативку, как он говорит, молебен служит. Рассаживаются от 11 до 17 женщин, в зависимости от того, какой вопрос, он один во главе. Дамы – всех возрастов и комплекций. Петров любит повторять изречение кого-то из великих, что успеха добивается только тот мужчина, которого поддерживают женщины. Я, говорит, этому принципу следую, я люблю женщин.

Поехали однажды по проекту ФАО в Турцию, семь дам при нем. Турки были поражены. А Петров говорит: это мой гарем. Вот любимая жена. И один поверил!»

«Тему султана и гарема мы использовали в новогоднем капустнике несколько лет назад. Султана играл мужчина в чалме, а мы, все его жены, перед ним выстроились, старшая жена впереди. Там все было в стихах, каждая жена чем-то хвасталась, старшая вышла с ребенком. Она родила образовательные программы. Наши дети – это программы. У каждой жены своя роль. Кто Гюльчатай? Кто хорошо работает, та и любимая жена».

«На его семидесятилетний юбилей устраивали капустник на тему Лесного кодекса. Я, как самая высокая, представляла Российскую Федерацию. На мне была красная юбка, синяя кофта и белый шарфик. Субъекты, потенциальные фавориты, изо всех сил добивались моего внимания, а я выбирала, кому что дать. Для этого рассматривала в лупу некоторые места… ничего, что такие пикантные подробности? Короче, что-то идет не так, органы плохо работают, и «чтоб улучшили потенцию, предоставлю вам субвенции».

«У нас всегда сценарий в стихах. Кто-то играет концессию, кто-то аренду, кто-то лесной фонд. Смешные и интересные выражения – это, в основном, цитаты из лекций ректора. Например, выходит реформа, в руках у нее чемоданчик. Открывает его – а там инструменты государственного управления: лесной план, проект, регламент. Я даже когда лекции читаю, говорю: вот чемоданчик с инструментами государственного управления. Это же его слова. Невыносимо, когда все только серьезно. Он сам юморист. Выписывает цитаты, носит в кармане. Предпочитает «Гарики на каждый день» – Губерман его любимый поэт. Есть еще любимый автор – Дина Рубина, наслаждается ее стилем, сожалеет, что теперь такой русский язык – редкость.

Цитата:
Школа выживания
О любом человеке многое скажут вещи, которые его окружают, в данном случае – служебный кабинет. Самое примечательное в нем – деревянная палица, занимающая почетное место на столе. Дубинка с шипами, по мнению хозяина кабинета, замечательно выводит родимые пятна социализма. А еще – цитаты из разных источников, расставленные за стеклами книжных шкафов. Например: «Работа избавляет от трех великих зол: скуки, пороков и нищеты».

Институт давно, уж лет десять, обходится без финансовой помощи государства. Ректор убежден, что бюджетные деньги развращают: тот, кто их получает, знает – по миру, что ни случись, не пойдет. Тут случай другой, но Петров своей независимостью очень гордится. А разделяют ли взгляды ректора его подчиненные?

«Вы знаете, нет ни одного подведомственного учреждения, которое не имело бы бюджетных денег, а мы живем без субсидий. При этом должны содержать инфраструктуру. И если руки сложим, не станем искать кусок хлеба, то не только без зарплаты останемся – не на что будет содержать федеральное имущество и налоги платить. Это школа выживания».

«Мы работаем по бизнес-плану. Де-факто – лет десять, де-юре – с лета 2009-го. Как составлять бизнес-план, Анатолий Павлович нашего главного экономиста давно научил: есть рабочие лошади, это три подразделения, которые должны приносить деньги (учебная часть, столовая, гостиница с сауной). А дальше – наездники, то есть администрация. Бухгалтерию кормить надо, если она не зарабатывает? Надо. Плановый отдел надо? Надо. Отдел маркетинга тоже. Меня, ректора, вы должны кормить, потому что я руковожу вами и погоняю».

«Ну вот, прошел квартал, смотрим: план – факт. Каждому руководителю структурного подразделения дано право распределять заработанное. Он говорит: у меня демократия, я в процесс вмешиваться не буду, вы сами знаете, как у вас уборщица убирает, а повара готовят. Каждый должен иметь стимул – пряник. Поэтому при небольшой зарплате у нас ежеквартальные доплаты. Как поработаем, так и получим. Если видим, что люди к нам не едут, сами едем в регионы».

«Наш ректор твердит: чтобы выдержать конкуренцию, надо достичь совершенства, а это возможно только в процессе развития. Нельзя успокоиться, жизнь меняется. Условия будут еще тяжелее, поэтому надо трудиться еще больше, чтобы зарабатывать. Приходится все время изобретать новые программы, такое, чтобы люди, прочитав, клюнули. Фишка должна быть! Мы и сами не раз повышали квалификацию в других странах».

Цитата:
Как не превратиться в баню.
Но все ли выдерживают столь жесткий климат? Каково это – работать с Петровым?
«Да разное бывало, но основной состав работает давно. Это надо принять. Принять и простить».

«Мы – автономное учреждение, отвечаем своим имуществом. Это всегда риск, потому он говорит: нельзя свою кубышку проедать, мы обязаны сделать стабфонд, подушку безопасности. Я старый человек, у меня должны быть запасы. Надо видеть на два года вперед: на ремонт, на зарплату, на налоги. Я вас воспитываю, как в цыганской семье – если ребенок хочет разбить чашку, надо отхлестать. Когда разобьет, поздно будет, а я до того, до того! Может, вам это и не нравится, но потом осознаете».

«Каждый понедельник с 9 утра нас воспитывают. Пистон вставляет – и вылетаем. А то, говорит, превратимся из образовательного учреждения в гостиницу. Или сауну. Если образовательная деятельность прекратится, за счет бани жить будете? Хотите, чтобы только про шайки нас спрашивали? Бегать надо! Вы должны себя предлагать. Как бизнес – он же себя продвигает».

«Конечно, непросто с ним работать. Он считает, что человек, не написавший книжку за год, не преподаватель. Если не участвовал в научной теме – тоже не преподаватель. Все время нам повторяет: мы с вами не ПТУ! Обязаны быть даже впереди высшей школы, мы же на гребне событий, должны быстро, гибко подстроиться под новое законодательство. Каждый преподаватель должен хотя бы раз в году выпустить либо учебное, либо методическое пособие. Читать по желтым конспектам – приговор».

Цитата:
Партитура не важнее исполнителя.
Такого, как Петров, хорошо выпускать под занавес долгого и утомительного заседания. Пробуждение участников гарантировано.

«Первое наше правило – никогда не читать сидя. Если сел за стол – все. Мы ходим, пляшем, жестикулируем. Это игра. У нас как в опере, все должны делать слаженно. Публика идет на конкретного артиста, в нашем случае – слушатель едет на определенного преподавателя. Петров говорит: программа – это партитура, главное, кто исполняет. Сам он исполняет виртуозно. Вот где вулканический темперамент проявляется!»

«Скучные экономические вопросы умеет так представить, что не заснешь. В молодости он целый год был в командировке в Норвегии. Представляете, что это значило в советское время? Идеями рынка с тех пор заболел навсегда. Он говорит: экономика – это как семья. Если нет любви – ничего не будет. Есть любовь, есть согласие – дальше все будет хорошо. Все от любви».

«Он учит, что должно быть соглашательство, что нельзя решать вопросы только административными методами. Нужно уметь договариваться, а это тоже искусство. Как в семье. Если вы договорились – все в порядке, правила поведения соблюдаются. Силой заставить нельзя. С его лекций люди выходят с хорошим настроением. Он чистый рыночник и своих слушателей обращает в свою веру. Это очень важно, ведь высшая школа не учит управленческим вопросам, а длинная наша программа как раз для того, чтобы научить. Потом стажировка за границей. В итоге сознание взрослых людей меняется».

«Если чувствует, что аудитория утомилась, байку ввернет. Например… ничего, что снова пикантные подробности? …чтобы мужская сила была, надо есть сырые шампиньоны. У нас в округе слушатели все шампиньоны оборвали!».

«В аудитории ведет себя как артист. Так от природы он артист и есть. Не видели, как он танцует? Да он не танцует – пляшет! И когда это делает, не скажешь, что в нем есть вес. Как «Барыню» однажды на своем дне рождения отплясывал! Вальсирует замечательно. Просто преображается. Становится как шарик: легкий, воздушный».

«Очень любит классическую музыку, оперу. А больше всего – романсы. Это на первом месте. Часто на день рождения дарим ему билеты в театры. Без ума от Анны Нетребко. Даже наши партнеры из других стран это знают. Однажды подарили ему билеты на концерт Анны в Вене, где она живет, но он по какой-то причине не смог поехать».

Цитата:
О, мистер Петров!
Беда, но отечественный лесной сектор не страдает от избытка людей, владеющих иностранными языками. А для Петрова это не проблема. Английский выучил с нуля самостоятельно. Когда после вуза пришел в «Экспортлес», понял, что лучше обходиться без толмача. Учил в трамвае, по пути на работу, по 15-20 слов каждый день. Немецкий на приличном бытовом уровне остался со школы, испанский приобрел на Кубе, где когда-то читал лекции в университете, а норвежский – во время годичной командировки.

«Вся наша «международка» – это благодаря ему. Мы – из немногих институтов дополнительного образования, которые имели проекты со Швецией и Финляндией. По этой программе наши слушатели ездили за рубеж за счет принимающей стороны. Мы единственная организация дополнительного образования, которая сотрудничает с ФАО. Проект со Всемирным банком – тоже. Никаких денег от этого нет, зато престиж!»

«Он объездил практически весь мир и знает все системы управления лесным хозяйством. По этой части он – энциклопедия».

«Его знают в мире как личность, и через эту личность знают институт. Вначале – Петров, потом все остальное. У него очень хорошие личные отношения, только и слышишь: о, господин Петров! О, мистер Петров! У него были докторанты из других стран, и оппонентом он там выступал. Когда сообщаешь, что ты от Петрова, этого достаточно. В Финляндии он свой человек, говорит: меня там каждая собака знает. В Норвегии и Швеции он тоже свой, а еще в Германии. Он думает, пишет и читает лекции по-английски. Когда высокое начальство куда-то едет и переводчики не справляются, его просят переводить».

«Руководители бывают разные, и не все склонны разделять его воззрения, но он никогда сделок с совестью не совершает. Говорит, что думает, душой не кривит. При этом дипломатичен, знает, как построить отношения. Искусством договариваться владеет отлично».

«Он много ездит, любит это дело, но не просто везде бывает, а притягивает деньги. Говорит: я обязательно должен притащить оттуда какой-то договор, иначе зачем тратить институтские средства? Каждая поездка – результат: совместная тема, проект».

Цитата:
Крестьянин
Беда, но отечественный лесной сектор не страдает от избытка людей, владеющих иностранными языками. А для Петрова это не проблема. Английский выучил с нуля самостоятельно. Когда после вуза пришел в «Экспортлес», понял, что лучше обходиться без толмача. Учил в трамвае, по пути на работу, по 15-20 слов каждый день. Немецкий на приличном бытовом уровне остался со школы, испанский приобрел на Кубе, где когда-то читал лекции в университете, а норвежский – во время годичной командировки.

«Вся наша «международка» – это благодаря ему. Мы – из немногих институтов дополнительного образования, которые имели проекты со Швецией и Финляндией. По этой программе наши слушатели ездили за рубеж за счет принимающей стороны. Мы единственная организация дополнительного образования, которая сотрудничает с ФАО. Проект со Всемирным банком – тоже. Никаких денег от этого нет, зато престиж!»

«Он объездил практически весь мир и знает все системы управления лесным хозяйством. По этой части он – энциклопедия».

«Его знают в мире как личность, и через эту личность знают институт. Вначале – Петров, потом все остальное. У него очень хорошие личные отношения, только и слышишь: о, господин Петров! О, мистер Петров! У него были докторанты из других стран, и оппонентом он там выступал. Когда сообщаешь, что ты от Петрова, этого достаточно. В Финляндии он свой человек, говорит: меня там каждая собака знает. В Норвегии и Швеции он тоже свой, а еще в Германии. Он думает, пишет и читает лекции по-английски. Когда высокое начальство куда-то едет и переводчики не справляются, его просят переводить».

«Руководители бывают разные, и не все склонны разделять его воззрения, но он никогда сделок с совестью не совершает. Говорит, что думает, душой не кривит. При этом дипломатичен, знает, как построить отношения. Искусством договариваться владеет отлично».

«Он много ездит, любит это дело, но не просто везде бывает, а притягивает деньги. Говорит: я обязательно должен притащить оттуда какой-то договор, иначе зачем тратить институтские средства? Каждая поездка – результат: совместная тема, проект».