Кто эффективнее следит за здоровьем окружающей среды: общественность или государство? Об этом шла речь на конференции в Общественной палате РФ. Как должен выглядеть общественный контроль и кто должен общественные сигналы принимать к сведению? Будет ли общественная инициатива сопровождаться конкретными действиями властей?
Рассуждают Российские лесные вести
В Общественной палате РФ прошла конференция на тему «Актуальные проблемы развития общественного экологического контроля». Представители органов власти, экспертного сообщества и НКО из нескольких регионов пришли к выводу, что государственный экологический надзор неэффективен и что Россия нуждается в отдельном законе, регламентирующем то, что реально существует, – надзор общественный.Позицию Рослесхоза в дискуссии представлял начальник управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений Иван Валентик.
– После страшных лесных пожаров последних лет как в европейской России, так и в Сибири совсем не новость, что граждане страны хотят участвовать в управлении лесами. Насколько я понимаю, речь идет о создании лесного общественного надзора, который, в свою очередь, является частью общественного экологического контроля. Готово ли к этому Федеральное агентство?
– Дискуссию, организованную Общественной палатой, ведомство считает очень своевременной. Чем шире будет вовлечено гражданское общество в процесс поддержания порядка (не только в лесном секторе), тем лучше. Такой диалог может привести к реальным результатам.
Почему для нас это так важно? Как известно, все полномочия по лесной охране и лесному надзору переданы регионам, Федеральное агентство контролирует, как эти полномочия исполняются, и организованный, имеющий правовую основу общественный экологический надзор – важная помощь. Это те люди, которые понимают зону своей ответственности.
К нам нередко обращаются граждане с жалобами на незаконные рубки, свалки и прочие безобразия в лесу. Благодарим их за активную жизненную позицию, понимая при этом, что надо идти дальше, то есть определить возможный инструментарий и правовую основу общественного экологического контроля. Такую задачу ставила перед собой встреча в Общественной палате.
– Но общественность может только выявлять нарушения. Реакция на них – дело власти, и если она не найдет способов взаимодействия, все напрасно.– Об этом и речь: ни общественники, ни власть пока не умеют в полной мере взаимодействовать друг с другом. Такие механизмы должны быть прописаны в соответствующем федеральном законе, проект которого готовится.
– В природоохранном законодательстве уже содержится понятие «общественный экологический контроль».
– Да, но участники дискуссии сошлись во мнении, что этого недостаточно. Решили, что необходимо конкретизировать его правовую основу: либо внести соответствующие поправки в закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс, Водный кодекс и другие, либо уточнить и закрепить полномочия правительства по установлению этого порядка.
– Если вдуматься, вопросов окажется много, в том числе такой существенный, как защита общественных контролеров. Допустим, пожалуется человек на то, что в его медвежьем углу «черные» лесорубы совсем распоясались, но местная власть и органы правопорядка будто ослепли. А потом пойдет правдолюбец в лес за ягодами, да и не вернется. Вы согласны, что это деятельность, связанная с большим риском для жизни?
– Когда человек пытается остановить любую противоправную деятельность, он рискует, будь это рубка деревьев, незаконная охота… да что угодно. Поэтому речь идет о том, чтобы найти такие формы, которые, с одной стороны, позволили бы обеспечить эффективность работы общественных контролеров, с другой – гарантировали их защиту.
– Аналогия с народной дружиной советских времен годится?– Почему же нет? Дружинники наделялись правами и при этом были юридически защищены.
– Теоретически все верно, но вспомните нашумевшую историю, как в прошлом году две женщины-лесничие в Омской области пытались отнять у «черных» лесорубов орудия их противоправного промысла. Полномочия, которыми отважные женщины обладали, не помешали лиходеям переехать одну из них грузовиком. Разве не может такое случиться с общественными контролерами, которые тоже будут наделены со стороны государства всеми правами?
– Трудный вопрос. В жизни все может случиться. Вот почему нужна тщательная проработка вопроса, в чем и состоит наша задача. В ходе начавшейся дискуссии предстоит решить, какие именно функции лесного контроля можно передать общественникам. Понятно, что усилий одного Рослесхоза совершенно недостаточно, круг участников обсуждения надо расширять, подключив правоохранительные органы, прокуратуру. Надо много ведомств собрать.
– Вам не кажется, что это слишком сложно, когда много участников?
– Сложно, но наиболее правильно с точки зрения выработки концептуальных решений, поскольку вопрос межведомственный. Надо выслушать всех, и Общественная палата – вполне подходящая для этого площадка.
На сколько я понимаю, под общественным надзором подразумевают отряд желающих, которые будут по территории в свободное время ходить - леса охранять?
А что смогут сделать эти люди в случаях обнаружения пожара? Вызвать пожарных?
Вообще все зависит от того, как именно организовать, какие права дать и что разрешить этому надзору. Если организация будет на уровне - то польза от него будет огромная.
В Подмосковье началось создание общественной лесной инспекции
Источникздесь