Александр Николаевич Мариев, начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Федерального агентства лесного хозяйства.Основные цифры по этому лесокультурному сезону. Объемы работ по искусственному лесовосстановлению – 180,3 тысячи гектаров. Выполнены работы на 181,6 тысячах гектаров. Это 100,7% от плана. Ясно, что это общая цифра по всей России, и ясно, что разные субъекты выполнили это очень по-разному. Есть субъекты, которые сильно перевыполнили, и те, которые сильно недовыполнили, я об этом позже скажу. При этом доля арендаторов, как Вы видите, очень большая – 106,2 тысячи гектаров из 180,3, и арендаторы выполнили меньше, чем было запланировано по государственным контрактам - 99,9% от плана. И именно по арендаторам наибольшие проблемы, и те субъекты, где лесопользование очень развито, а именно заготовка древесины, именно там эти проблемы и возникли. Большой объем работ - 17% (эта цифра, может быть, кажется не такой большой внешне, но на самом деле это большой объем) - перенесен на осенний лесокультурный сезон.
Итак, отстающие. Эти отстающие были у нас вчера на совещании, и с ними работа проведена, вчера было проведено совещание с субъектами, и вопросы были обсуждены, почему такая ситуация там сложилась. Объем работ по искусственному лесовосстановлению не выполнен в девяти субъектах. Томская область, Пермский край, Псковская область, Архангельская область имеют наиболее крупные проблемы. И чуть менее серьезные, но тоже серьезные проблемы, они повлияли на ситуацию, потому что площади очень большие лесокультурные, - это Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Алтай, Курганская область и Кемеровская область.Основные причины, которые вчера, в том числе, обсуждались, и которые, собственно, и были названы, и с которыми мы будем в дальнейшем работать, - это плохая организация претензионной работы с арендаторами. Договорные отношения существуют, но эти договорные отношения односторонние - «не сделал – ничего не происходит», то есть не сделал лесные культуры – никаких последствий.
Неэффективно работает система планирования. В части субъектов лесокультурный фонд просто отсутствует. При этом план, который был сделан пять-шесть лет назад, он больше, чем наличие лесокультурного фонда. А мы ориентируемся на лесной план субъекта.И, конечно же, всем известная причина – дефицит посадочного материала. Просто нет, нечего сажать, поэтому культуры не были созданы.
Вот здесь перечислен весь состав работ по лесовосстановлению, это пять блоков, причем я еще раз (а я уже не первый раз это подчеркиваю), но до сих пор, в 2012 году, мы не добились того, чтобы у нас полномочия были бы сделаны по всей цепочке однотипные, чтобы это было в одних руках. То есть, видите, заготовка семян - это федеральные полномочия, посадочный материал - это коммерческая деятельность. Создание лесных культур – переданные полномочия, если арендатор, то, соответственно, передано арендатору. Уход за лесными культурами точно так же - это либо переданные полномочия, либо у арендатора. И перевод в покрытую лесом площадь – я не буду здесь ничего говорить, потому что есть документ 1989 года, который носит рекомендательный характер.Ну и по блокам я пойду просто, что фактически делается, что мы сделали в 2012 году, и что мы хотели бы в 2013 году продолжить. Полномочия по лесному семеноводству субъектам не переданы, статья 83 Лесного кодекса этого не содержит. Фактически что происходит – Российская Федерация осуществляет только два блока работ, то есть два блока работ финансируется и ФБУ «Рослесозашита» их системно и упорядоченно выполняет – формирование федерального фонда семян и создание объектов лесного семеноводства, создание и уход за объектами лесного семеноводства. А субъекты фактически осуществляют только те работы, которые им переданы - заготовку, переработку, хранение семян, причем, опять же, в факультативном плане. То есть если субъект для себя решил, в программу включил, деньги на это выделил, то это делается, если нет – то нет. И формирование страховых фондов семян из тех семян, которые были заготовлены в субъекте, то есть точно так же, на факультативной основе.
В этом году мы подготовили законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О семеноводстве». И ключевая вещь в этом законопроекте - это передача полномочий по лесному семеноводству в субъекты. Это должно быть переданное полномочие, это наше убеждение. То есть мы не должны на федеральном уровне держать у себя семена. Законопроект находится в Минприроды России, пока он в Правительство Российской Федерации передан не был.
Страховые фонды семян - то, что в субъектах должно быть, и то, что мы в этом году зарядили как крупную работу. Ежегодная потребность в мелкохвойных семенах составляет 40 тонн, по всей России. Вот сейчас мы имеем 60 тонн, до этого сезона заготовки семян, это только мелкохвойные. И эти 60 тонн, это те, которые были заготовлены за последние несколько лет, это не только прошлый год, а несколько лет, потому что урожаи не ежегодны. И мы, по протоколам, которые были подписаны субъектами Российской Федерации и нами здесь, при защите бюджетных проектировок, планируем заготовить, на уровне хозяйственно возможного сбора семян, 50 тонн. То есть 60 имеется, 50 заготовим, будет 110 тонн.Но, второй пункт, так как плодоношение хвойных пород нерегулярное, и для неурожайных годов нужно иметь страховые фонды в рамках трехлетней потребности. Это норматив, конечно, который, еще раз повторю, что не выполнялся многие годы. Но вот в этом году субъекты начали формирование страховых фондов семян, делая эту работу, опять же, она факультативной и остается, ясно, что полномочия не переданы, но делая эту работу более системно, вот в рамках бюджетных проектировок. Протоколы по всем субъектам записаны, и везде записано, что субъекты обязуются собрать, в рамках хозяйственно возможного сбора семян, у себя эти семена.
Формирование фондов в полном объеме, конечно же, возможно будет только после принятия поправок в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О семеноводстве», и там предусматривается выделение, на семена именно, целевых средств, которые будут в виде субвенции направлены в субъекты Российской Федерации на конкретно эту деятельность. Еще раз говорю, это в Минприроды России, в 2012 году мы этого не добились.
Лесные питомники. Выращивание посадочного материала – предпринимательская деятельность. И с 2013 года, если целевые субвенции на выращивание посадочного материала в прошлые годы выделялись отдельным субъектам, не всем, не поголовно это было, то в этом году ни одному субъекту на выращивание посадочного материала деньги выделены не были. Это не по закону.В 2012 году ФБУ «Рослесозащита» провело обследование лесных питомников. Был доклад, Вы его видели, знаете. Там выявлено сокращение площади лесных питомников, и то, что техники нет, и что крупные базисные питомники исчезают.
В целом по Российской Федерации потребность на весну 2013 года составляет 716 миллионов штук, прогнозируемое наличие – 728 миллионов штук посадочного материала. Но опять, точно такая же ситуация, 728 миллионов штук в тех субъектах, где питомники фактически работают, то есть они перекрывают потребность российскую, но в очень широком ряде субъектов посадочного материала не хватит, дефицит посадочного материала наблюдается. И, что касается дефицита посадочного материала, то вот тоже есть картографический материал, его тоже можно посмотреть по всем субъектам, тут разбивка есть, все видно.
Субъектами ведется работа по передаче питомников в постоянное бессрочное пользование государственным учреждениям, мы эту рекомендацию также вписали в протокольное решение по бюджетным проектировкам, и достигнуты договоренности в тех же бюджетных проектировках о выделении субъектами дополнительных средств из бюджетов субъектов на реконструкцию питомников в рамках региональных программ, под этими государственными учреждениями. То есть, ясно, если государственных учреждений нет, которые занимаются этой работой, то там этого и нет. Департаменты лесного хозяйства по федеральным округам и Рослесозащита, они будут проводить мероприятия по семенному контролю, как это, собственно, и было.
Еще одна тема, которую мы время от времени поднимаем. Но мы ей не занимались в 2012 году очень плотно, я бы хотел просто подчеркнуть, чтобы она встала перед глазами более ярко. Это уходы за лесом. Тема очень тяжелая, в том плане, что по агротехническим уходам процент выполнения еще более-менее - 92%, осветление и прочистки – 84%, и прореживание – 68%. Это тот самый неликвид, то есть это те самые затратные уходы, которые не дают никакой продукции. Ну и, естественно, невыполнение работ приходится главным образом на арендованные участки, то есть более 80%.Ну и последнее, последний блок, который там был в списке из шести блоков по работе с воспроизводством лесов, это перевод в покрытую лесом площадь. Результаты работ по лесовосстановлению, создание молодняков, причем желательно из ценных пород, и вместе с тем, контрольные результаты этого перевода в покрытую лесом площадь регламентируются документом 1989 года, это «Технические указания по проведению инвентаризации лесных культур…».
Вот сейчас, в 2012 году, в рамках наработки предложений поправок в Лесной кодекс и закон «О семеноводстве» мы разработали поправки в статью 61 Лесного кодекса, который закрепляет понятие «отнесение земель к покрытым лесной растительностью». То есть это есть поворотная точка, и она должна быть закреплена в Лесном кодексе, когда мы говорим, что не лес, то есть лесные культуры, стали лесом. Вот этой поворотной точки сейчас в лесном законодательстве не существует, она есть, но в таком слабом, очень слабом выражении, в слабом виде. Ну и еще раз повторюсь, что это то же самое – в Минприроды России, вот нам эта позиция очень нужна.
Я не буду вдаваться в детальные приоритеты, мы вчера на совещании с субъектами Российской Федерации все детальные приоритеты по субъектам рассказали. Скажу только о тех трех, которые должны для нашего управления быть ключевыми, они «флаговые».
Первое. Создание системы мониторинга воспроизводства лесов. У нас существует три вида мониторинга в настоящее время в лесном законодательстве, все три вида мониторинга «отрицательные». Это лесопатологический мониторинг, лесопожарный мониторинг и радиационный мониторинг, радиологический мониторинг. Вот мы предлагаем создать новую систему мониторинга, которая будет позитивной, созидательной, - это мониторинг воспроизводства лесов, вот то, что мы сформулировали в рамках изменений законов.
Второе. Осуществление контроля по конечному результату, по переводу в покрытую лесом площадь. Предложение, связанное с тем, чтобы в отдельных субъектах вообще передавать в пользование только в том случае, если переводы осуществились. Оно очень дельное, очень интересное, хотелось бы его потом отдельно обсудить, потому что на самом деле оно имеет тяжелые политические последствия. И субъекты Российской Федерации, в частности, бизнес, будут категорически против такого подхода, потому что сейчас никто их не трогает, сейчас ни перевода, ничего нет.
И последний пункт, это приоритет, который мы тоже хотим поставить на 2013 год, его пока не было. Это договорные отношения с арендаторами в части лесных культур и уходов. К сожалению, сейчас договора вообще сами по себе слабые, нужно их как-то революционно, по-видимому, менять, если будут возможности или какие-то подходы, которые мы сформируем. Но, скорее всего, так не получится, будем как-то вот в этом году вырабатывать подходы к изменению договоров аренды и обязательств арендаторов в части воспроизводства и ухода за лесами. Спасибо.
В.Н.Масляков. Доклад хороший, но не прикладной. Скажите мне, что мы с января начнем делать? Понятно, законы мы напишем, приказы напишем, идеология – путь правильный. По сути, что с первого января начнется у нас?А.Н.Мариев. Самое важное, прикладное – это что касается семян, это контроль за хозяйственно-возможным сборам по субъектам, то есть мы через департаменты будем действовать, и нам нужно понимать, что хвойные, те самые 50 тонн, которые мы запланировали, что они будут фактически собраны и получены. Это как раз январь месяц.
В.Н.Масляков. Хорошо.
А.Н.Мариев. Что касается питомнического хозяйства. Здесь ситуация неоднозначная. Нам информацию без политической воли субъекта…
В.Н.Масляков. Александр Николаевич, у вас есть Рослесозащита, очень четко делается – не идите Вы туда ревизорами, а скажите – у нас есть задача, план, давайте проведем селектор, я дам поручение. Кто не исполнит мое поручение? Какой губернатор, или какой заместитель губернатора? Вы мне четко скажите, что Вы собираетесь делать? Вот, например – Архангельск, Карелия, Коми, Ленинградская область, сколько по плану, сколько по факту прошлый год, что необходимо сделать с января. Должна быть работа, чего Вы ждете?
А.Н.Мариев. Так и есть, так и будет.
В.Н.Масляков. Вот давайте по Карелии – сколько было, сколько надо, сколько есть?
А.Н.Мариев. Значит по Карелии общий объем по восстановлению 87,9%.
В.Н.Масляков. Нет, по посадочному материалу.
А.Н.Мариев. По Карелии по сосне обеспеченность семенами есть, по ели отсутствует…
В.Н.Масляков. Хорошо, у Вас какая информация есть, Леонид Генрихович (Йогман), это ваше направление? Есть по питомникам полностью, все паспорта питомников, какие, как юридически оформлены, не оформленные, легально, нелегально, все. У Вас должен быть просто реестр питомников. И соглашения, договора, протоколы совещаний – это инструменты управления. Проектные решения это инструмент управления. Так пользуйтесь этими инструментами. И мне полностью дайте информацию, напрягите всех. И пусть знают, что я приду и скажу, доклад напишу: низкая обеспеченность посадочным материалом приведет к тому-то, тому-то.
Поэтому Николай Степанович (Кротов), Александр Николаевич, Иван Владимирович (Валентик), соответственно, Леонид Генрихович, я думаю, у Вас ума и знаний хватит эту систему выстроить. Что они там делают в Карелии? Какую они работу ведут? Питомников нет, план по посадочному материалу не выполняется, семян нет, претензий нет, незаконных рубок нет. И сейчас мы начнем тут теоретические доклады слушать о том, что вот бы, нам бы, как бы, чтобы. Николай Степанович, что-то дополнить хотите, да? Пожалуйста.
Николай Степанович Кротов, заместитель руководителя /Федерального агентства лесного хозяйства.В течение 2012 года реестр лесных питомников по всем субъектам Российской Федерации составлен, и в ходе совещания по федеральным округам ситуацию по лесным питомникам эта тема обсуждалась. В целом в Российской Федерации, по сравнению с 2001 годом общее количество питомников сократилось в два с половиной раза, продуцирующая площадь сократилась более, чем в пятнадцать раз. Цифры здесь по каждому питомнику, и впервые с 2007 года специалисты филиалов Рослесозащиты приняли участие в осенней инвентаризации посевов в лесных питомниках. Надо сказать, что информация, которую собрали специалисты Рослесозащиты при инвентаризации питомников, местами существенно отличаются от информации, которая есть у нас от регионов. В ряде субъектов сам субъект, проведя осеннюю инвентаризацию, занизил то количество посадочного материала, которое на сегодняшний день существует. И мы сейчас разбираемся с этим.
Источникздесь