Предлагаю к обсуждению и прочтению статью специалиста Дальниилх о проблемах лесовосстановления.
Что мешает создавать новые леса на Дальнем ВостокеВ соответствии с Правилами лесовосстановления, посадка лесных культур может производиться в процессе искусственного или комбинированного лесовосстановления, когда естественное возобновление основных лесообразующих пород отсутствует или имеется в недостаточном количестве. Как показывает обследование свежих (2-3 года после рубки) лесосек на Дальнем Востоке, на них практически всегда имеется возобновление древесных пород, за исключением северных районов и некоторых типов лесорастительных условий, в которых возобновительный процесс под пологом леса затруднен (например, бамбучниковые типы леса на Сахалине, багульниковые лиственничники на севере Хабаровского края). При отводе лесосек количество естественного возобновления иногда занижается либо вообще скрывается факт его наличия, поскольку появляется возможность назначения сплошных рубок. После сплошнолесосечных рубок осуществляется посадка лесных культур, хотя на минерализованных волоках появляется последующее возобновление лиственницы, ели и пихты. По результатам инвентаризации культуры лиственницы иногда показывают приживаемость выше 100%.
Такому положению дел способствует статья 62 Лесного кодекса, которая гласит, что «на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков». Получая участки лесного фонда с целью заготовки древесины, каждый арендатор заинтересован в том, чтобы там отсутствовали или были минимальны непокрытые лесной растительностью земли. Арендованные леса при проведении рубок практически не нуждаются в проведении мер искусственного лесовосстановления, поскольку даже в случае вырубки древостоя обладают высокой способностью к самозаращиванию. Беглые низовые пожары на таких площадях также способствуют возобновлению хвойных пород вследствие частичной минерализации почв. При правильном проведении рубок и осуществлении содействия естественному возобновлению леса на таких территориях посадка лесных культур не требуется. По внешнему виду естественно восстановившаяся лиственницей лесосека практически не отличается от созданных лесных культур, поскольку последующее возобновление размещается рядами по волокам, в просеках остается редкий подрост и единичные деревья вырубленного насаждения. Все это позволяет манипулировать отчетными показателями по приживаемости лесных культур, созданных на арендованных территориях.
С другой стороны, в лесном фонде, пройденном рубками и последующими пожарами и непопулярном среди арендаторов, скопилось значительное количество площадей, которые действительно нуждаются в интенсивном искусственном лесовосстановлении.
Одним из важных требований при проведении искусственного лесовосстановления является соблюдение лесосеменного районирования. В течение нескольких последних лет работы по выращиванию посадочного материала фактически не финансировались, более того, не предусматривались статьи затрат по этим видам работ. Это привело к тому, что большинство лесных питомников сократили объемы выращивания сеянцев, некоторые были закрыты совсем. Посадочный материал для лесокультурных работ приходилось закупать где придется, часто его происхождение не соответствует требованиям лесосеменного районирования.
После издания Рослесхозом постановления о запрете использования нерайонированных семян в дополнении к Правилам лесовосстановления (2007) и Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. №149-ФЗ «О семеноводстве» положение практически не изменилось, что, с одной стороны, связано с отсутствием районированных семян и посадочного материала по ряду объективных и субъективных причин, с другой стороны, происхождение посадочного материала на сегодняшний момент проверить невозможно – на Дальнем Востоке практически отсутствуют специализированные лаборатории, использующие методы количественной генетики.
Крупные питомники, производящие посадочный материал, не заинтересованы в строгом контроле происхождения семян, так как это влечет дополнительные затраты на разграничение семян и сеянцев, а также создает проблемы со сбытом выращенных сеянцев. При транспортировке на большие расстояния посадочного материала с открытой корневой системой и в результате его длительного хранения дополнительно происходит ухудшение его состояния, что снижает качество лесных культур.
На юге Дальнего Востока (Приморский и юг Хабаровского края) большая часть культур кедра создается в порядке реконструкции малоценных насаждений после выборочных рубок. В основном это лиственные насаждения, где кедр отсутствует в материнском насаждении, и в случае естественного заращивания такие вырубки восстанавливаются мягколиственными или твердолиственными породами. Посадка кедра сразу после рубки позволяет улучшить качество сформированного насаждения в потенциально кедровых условиях произрастания. По своим затратам такие культуры ничем не отличаются от культур на не покрытых лесом площадях.
После принятия Правил лесовосстановления (2007) и Правил ухода за лесами (2007) реконструктивные культуры оказались вне принятых нормативов, они отнесены к мероприятиям по уходу за лесами. А действующими Правилами не установлены ни требования к технологии их создания и ухода, ни количество высаживаемых растений на 1 га, ни критерии качества культур. Поэтому предприятия, занимающиеся созданием лесных культур методом реконструкции, вынуждены соблюдать требование по высадке не менее 3 тыс. шт. сеянцев на 1 га, что для реконструктивных культур слишком много. Оценка эффективности таких культур не проводится, поскольку переводу в покрытые лесной растительностью земли они не подлежат, а иной отчетности (за исключением оценки приживаемости в первый год после создания) нормативами не предусмотрено.
Для увеличения эффективности работ по искусственному лесовосстановлению предлагаем следующие мероприятия:
1. Лесные культуры создавать не ранее чем через 7 лет после рубки древостоя, предварительно использовав все способы содействия естественному возобновлению.
2. Предусмотреть механизмы создания культур арендаторами за пределами арендного фонда либо компенсационные выплаты на создание лесных культур, уход за ними, выращивание посадочного материала и другие работы по искусственному лесовосстановлению, которые будут проводиться на территории лесокультурного фонда в соседних лесничествах по согласованию с органами, уполномоченными в области лесных отношений в регионах.
3. Использовать небольшие питомники в непосредственной близости к хозяйствам, занимающимся заготовкой семян и искусственным лесовосстановлением, с целью улучшения качества посадочного материала и соответствия его генотипа местным условиям.
4. Оснастить региональные филиалы ФГУ «Рослесозащита» оборудованием, позволяющим контролировать происхождение семян методами количественной генетики (ДНК-анализ и др.).
5. «Узаконить» лесные культуры, создаваемые в порядке реконструкции насаждений, внеся соответствующие дополнения в «Правила ухода за лесом» и «Правила лесовосстановления».
Е.НИКИТЕНКО, ДальНИИЛХ
Источник Лесные вести
Создание лесных культур опережающими темпами всегда напрягало лесников. Правило "Срубил - тут же посади" было введено в действие в основном по причине успокоения общественности, возмущавшейся по поводу "только рубят, а не сажают". Но 7 лет? Правда, я никогда не был на Дальнем Востоке, может в тех условиях это и нормально. Сам неоднократно возмущался упорным желанием засаживать вырубки на бедных почвах в сосняках, окруженных такими же сосняками. Да они и сами прекрасно зарастают, какой-никакой урожай семян сосна дает ежегодно. На более богатых почвах выдержка в 7 лет приведет к зарастанию лиственными, и никакая елка из-под них никогда не вылезет. Точнее, вылезет, но лет эдак через 80-100.
Так высаживать или нет? Там ведь упоминается содействие естественному восстановлению. Видимо, это как раз, речь о восстановлении, как в сосняках) очевидно, и от породы зависит?
На самом деле, находясь далеко от Дальнего Востока, тяжело рассуждать и анализировать ситуацию. Например, в средней тайге СЗФО, в листвиничниках вообще не наблюдается естественного возобновления этой породы, т.к. самосев просто не выдерживает конкуренции травянистой растительности, а как видно из доклада на Дальнем Востоке лиственница прекрасно и сама восстанавливается, но опять таки тоже не везде. Возможно, что зарастание вырубок травой и породами-пионерами идет более медленными темпами и предлагаемый срок ожидания - 7 лет, вполне обоснован специалистом.
Очень бы хотелось услышать мнение о докладе от людей, которые хотя бы побывали в данном регионе, а еще лучше тех, которые непосредственно работают в лесном секторе Дальнего Востока.
К сожалению у нас пока на форуме нет ни тех, ни других, либо они прошли мимо этой темы.
Но мое скромное ИМХО говорит о том, что есть смысл в каждом отдельном регионе подходить индивидуально к данному вопросу. Все-таки слишком много при этом нужно учитывать факторов, на которые человек ни как не может повлиять.
И от породы, и от почвы, и от тысячи других факторов...
Но все равно, я считаю, что как бы не было самостоятельное возобновление леса, если ему можно помочь, то это нужно сделать.
"После издания Рослесхозом постановления о запрете использования нерайонированных семян в дополнении к Правилам лесовосстановления (2007) и Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. №149-ФЗ «О семеноводстве» положение практически не изменилось, что, с одной стороны, связано с отсутствием районированных семян и посадочного материала по ряду объективных и субъективных причин..." Вообще-то есть конечно, года и неурожайные, но что настолько!!! Наверное, на этой территории рубки ухода за лесом проведены :-? :-? :-? . У меня еще один вопрос: «А откуда столько нерайонированных семян? В каком-то ареале каждый год урожайный» :-\ :-\ :-\ .
Откуда взяться качественным семенам если все объекты ЕГСК практически уничтожены. Уход на них или не ведется, или ведется за большие деньги жителями совсем не лесных республик.
Надо отличать лесовосстановление и лесоразведение. В статье речь идет о лесовосстановлении.
Проблема-то общая по всем округам, не только для Дальнего Востока.
Помню как специалисты Рослесозащиты согласовывало лесные планы по разделу ЕГСК, как вспомню, так на языке плохие слова вертятся. Эти проблемы были неминуемы.
Создание новых лесов это лесоразведение.
К сожалению, сейчас идет масштабное стихийное лесоразведение на землях сельхозназначения и пр.
Такому лесоразведению, мое мнение, надо "мешать" всеми доступными способами.
Главная проблема лесовосстановления недостаточное число специалистов в лесничествах после упразднения лесхозов и отсутствие образования по лесовосстановлению и его контроля, не учитываются лесорастительные условия (например рельеф, средние осадки, солнечный свет, тип почв и так) при высадке лесных культур конкретных пород, отсутствие ухода за лесными культурами (заростают сорняками).
Решение одно - федеральные представители в участковых лесничествах с лесовосстановительным образованием или выведение инженеров охраны и защиты леса из-под контроля субъекта федеральным органам с федеральным контролем, обучением и аттестацией на уровне субъекта под руководством федеральной власти.
Эти проблемы копятся десятилетиями уже. Лесное хозяйство страны было просто не в силах обеспечивать восстановление ценных хвойных лесов после огромных по площадям вырубок. Еще десяток лет назад попытки были действенными, но все равно недостаточными, а в последний десяток лет рухнули и они. В результате генофонд хвойных лесов практически исчерпался.
А еще нормальному лесовосстановлению очень мешает запущенность питомнического хозяйства. Создаваемые ЛССЦ пока не могут решить проблему, они лишь ее сглаживают. (Кстати, для производства культур с ЗКС необходимо вносить коррективы в нормы высадки на 1 га). Мало где в питомниках сохранились кадры, которые знали, как выращивать посадочный материал, чтобы он дорос до стандарта, и при этом не был заглушен сорняками, хватило ему питания, не поразился бы шютте или, не приведи, фузариумом.
Юга еще ладно, там естественное плодородие почв высокое, а в нечерноземье, где ежегодно нужно и удобрять, и органику вносить, и известковать, в целом ряде субъектов все делается "на глазок", последние агрохимические обследования проводились Бог знает сколько лет назад. Правда, сейчас в Рослесхозе пришли к пониманию этой проблемы, будут какие-то сдвиги.
Хорошо, если и в самом деле есть какие-то шаги вперед. Но вы правы- состояние очень грустное...
Статья, предложенная нашим пользователем gimran.
Статья газеты Лесные вестио сложной ситуации в лесовосстановлении
Интересно, о каком районе идет речь? Может быть, такие сосны получились после рекультивации каких-нибудь ядовитых грунтов? Остались островки, где почва непригодна для корней, да и вообще для роста растений, вот корни и загнулись, и деревья угнетенные. Если бы плохо посадили, сосны или пропали бы через год-два после посадки, или образовали бы много других корней и приспособились.
Хорошо что у нас еще остались профессионалы, занимающиеся вопросом создания лесных культур.
В ряде зарубежных стран с высоким уровнем ведения лесного хозяйства, высокую долю занимают лесные культуры. Если бы не это, возможно в нашей стране вообще бы забыли про этот способ лесовосстановления. А особенности заключаются в масштабах. Необъятные на первый взгляд площади покрытые лесом не способствуют в нашей ментальности интенсификации процесса лесовыращивания. Но как заметил наш президент "Неисчерпаемых ресурсов не существует", и рано или поздно нам придется подойти к проблеме искусственного лесовосстановления вплотную. Ряд крупных ЦБК уже давно интересуется современными достижениями в сфере выращивания посадочного материала и создания лесных культур для обеспечения себя доступным лесным фондом в будущем (возможно довольно близком будущем).
По-моему, относительно благополучно все на Алтае... И это во -многом вопрос финансов. В Костромской области строительство лесосеменной станции обернулось скандалом...
Вот поэтому в Правилах лесовосстановления от 2007 года упор делается не столько на густоту культур, сколько на показатели роста, возраста и количества деревьев главных пород в молодняках, площади которых подлежат отнесению к землям, покрытым лесной растительностью.
Мне кажется это разумно. Создавай как хочешь, но чтобы в итоге что-то получилось в реальности а не на бумаге.
Что-то пока показатели на бумаге, кажется, лидируют...
Своими глазами видел еловые посадки по дну борозды. В условиях средней тайги рост в них полностью отсутствовал именно по причине непригодных почвенных условий. Несмотря на высокий возраст посадки выглядели как свежие, причем растения даже без труда вынимались из почвы - то есть они совершенно не укоренились.
Недаром же лесные культуры - это целая наука, которая по силам обученным специалистам в купе с исполнителями со стажем. До сих пор еще проводятся полевые обучающие семинары по созданию лесных культур.
Статья интересная) согласна, может предложивший ее участник мог бы дать пояснения?
В данном случае, росту корней ели, возможно, препятствует вечная мерзлота, или поверхностные грунтовые воды, или подстилающие скальные горные породы. В учебнике А.И. Колесникова "Декоративная дендрология" (1960, стр. 26) приведен рисунок сосен пицундских, выросших в расщелинах скалы: 35-летней высотой около 40 см и 80-летней высотой около полутора метров. По виду очень похожи на своих сородичей с фото "gimran". Эти соснам даже некого винить в своем рождении, просто не повело. В результате вся жизнь у них была - сплошной экстрим!
высокая плотность иллювиального горизонта, плохой водно-воздушный режим и прочее.
Ель хорошо восстанавливается по кавальерам, на зонах выпирания после проезда трелевочной техники, на затянувшихся колеях, если грунт там был не уплотнен. Если корни ели попадают на плотный грунт, то приживаемость падает в разы. Ель чрезвычайно чувствительна к плотности почвы.