Вы здесь

Лес и немного мистики

4 posts / 0 новое
Последняя публикация
anka
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 10 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 11:38
Лес и немного мистики

Прекрасное интервью с молодым лесничим. Хотелось бы, чтобы молодые специалисты смотрели в будущее с таким же оптимизмом.

Цитата:

Сохранение и приумножение лесных богатств требуют не только любви к живой природе, но и глубоких знаний. Те, для кого лес стал жизнью и судьбой, могут многое рассказать о своей благородной специальности и тайнах, которые скрывают дремучие заросли.

Дмитрий Карпухин работает в Ногинском филиале ФГУ «МОСОБЛЛЕС» сравнительно недавно, всего несколько лет, но уже успел заслужить доверие и уважение даже у опытных коллег с большим профессиональным стажем. В лесничество пришел по зову души - хотелось быть ближе к природе. Сейчас молодой специалист учится на последнем курсе Московского государственного института леса, а на работе выполняет обязанности государственного контроля и противопожарного надзора. Никто не будет спорить, что лес нуждается в защите, поэтому ежедневно нашему собеседнику приходится решать множество задач. В преддверии праздника Дмитрий Сергеевич рассказал о секретах своей профессии.

Цитата:
- С чего начинается ваш день на рабочем месте?

- Разумеется, большую часть времени провожу на различных участках леса, но и работы с документами в кабинете тоже хватает. Утро начинается с анализа сведений за текущий период, рассмотрения жалоб от жителей. Из всех заявлений нужно выделить главное и принять необходимые меры. У нас существует определенный алгоритм действий – выезжаем на место лесонарушения или гибели лесных насаждений, там оцениваем ситуацию и готовим соответствующую документацию. По выявленному факту составляется листок сигнализации, в котором указывается квартал, выдел, площадь обследованной территории, площадь поражения.

Цитата:
- С какими проблемами чаще всего сталкиваетесь и как их решаете?

- В настоящее время одна из основных задач – борьба с короедом-типографом. Как известно, популяция этого вовсе не безобидного жучка стала угрожающей. Достаточно сказать, что осенью 2011 года мы выявили 0,5 га поврежденных хвойных насаждений в Ногинском районе, а уже к маю 2012 года площадь поражения составила 7 га. К сожалению, сейчас у лесничества нет хозяйственных функций. Мы можем только направить документы в соответствующие службы и ждать решения вопроса. Этот процесс не учитывает биологии вредителя, он-то ждать не будет, а продолжит размножение. Конечно, мы вешаем ловушки; также у насекомого есть и природные вредители, но тут необходима оперативная «сплошная» рубка очага поражения.

Лесонарушения касаются как частных лиц, так и различных организаций. По-прежнему главная беда – отсутствие культуры отдыха на природе, захламление леса. Зачастую люди вывозят в лесную зону целые грузовики мусора и постепенно появляются стихийные свалки. Фронт работы обширный – незаконные рубки, самовольные захваты, нарушение правил пожарной и санитарной безопасности. Бывает, что в лесу копают, прокладывают трубы, забывая, что эти действия необходимо согласовывать.

Цитата:
- Если несознательный гражданин, к примеру, срубил березу, что за это будет?

- Когда нарушителя застали с топором или пилой, то составляется протокол об административном правонарушении, по которому вышестоящий комитет выносит постановление. Если человек срубил одну «живую» березу большого диаметра, это может грозить ему уголовной ответственностью (когда ущерб превышает 3 тысячи рублей) или выплатой штрафа, если ущерб незначительный.

Цитата:
- На ваш взгляд, любви к живой природе достаточно, чтобы работать в лесничестве?

- Как и в любой профессии, в нашей работе есть своя специфика. Мало быть готовым уходить далеко в лес, преодолевать буреломы и завалы, нужно уметь ориентироваться на местности, быть технически подкованным, уметь читать и составлять топографические карты и чертежи.

- Что входит в набор инспектора, который отправляется в лесную чащу?

- Карта, топор, лопата, топографические приборы. К примеру, для съемки местности используется буссоль, которой измеряются углы. Длины измеряются мерной лентой, потом все данные наносятся на карту. Так мы определяем площадь очага и выставляем специальные столбы, на которые наносим нужную информацию.

- Наверное, заблудившись в лесу, можно выйти на такой столбик. При наличии мобильного телефона возможно объяснить спасателям, где ты находишься?

- Разумеется, на квартальном или деляночном столбе есть все данные по лесной карте. Достаточно сообщить эти координаты, и мы легко определим это место.

Цитата:

- Какие животные есть в лесах Ногинского района, и как себя вести, если с ними ненароком встретишься?

- У нас водятся лоси, кабаны, лисицы, белки. Было подсчитано, что по поголовью лидируют кабаны. Дикие животные избегают человека, но уж если вы встретили, например, лося, возьмите большую палку и поднимите на

высоту вытянутой руки. У животных такая иллюзия – кто выше по росту, тот и главный.

- Следующий вопрос о душе леса. Есть ли в нем мистика, или это бабушкины сказки? Например, говорят, что леший «водит» грибников.

- Без шуток, в лесах есть свои тайны. Порой в абсолютной тишине, из ниоткуда, раздается необычный шорох, вскрик. Это, конечно, не вызывает страха, но мистическую ауру создает. По поводу лешего… Мне рассказывали случаи, которые нельзя объяснить иначе, как его проделками. Например, инспектор уже много раз бывал на делянке, знает участок как свои пять пальцев, а в определенный день найти дорогу не удается.

- В завершение беседы хочется поздравить вас лично и всех работников Ногинского филиала ФГУ «МОСОБЛЛЕС» с профессиональным праздником и поблагодарить за заботу о «зеленых легких» нашей планеты!

Источникздесь

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Симпатичное интервью, в самом деле пропитано огромным внутренним оптимизмом молодого сотрудника. Спасибо большое, с удовольствием прочитала.

Рита
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 30/01/2012 - 18:06

Оптимизм- это очень хорошо. Но на одном оптимизме далеко не уедешь. И в большинстве своем люди реалисты, а еще чаще - пессимисты. И им нужна более твердая почва пол ногами, чем личный энтузиазм.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Чем населены карельские леса? В кого верили и верят карелы?
Интересный материал от лесного портала Карелии

Цитата:
Родной, свой, близкий и понятный мир заканчивался на границы пашни и леса. Там, в таинственной лесной глуши домашние духи, помогавшие людям, были бессильны. Деревья были живыми в прямом смысле этого слова. Каждое из них было наделено душой, видело и слышало любое слово, любой поступок. Именно поэтому в лесу, по поверьям, нельзя было кричать, ругаться и нарушать другие неписаные законы.

Карелы говорили «лес поет» или «лес отвечает». Каждое дерево имеет свою душу. Наиболее почитаемыми были для карелов ольха и береза, можжевельник и сосна. У деревьев этих пород, росших возле дома, просили помощи и заступничества. Сосны, росшие на погостах, и вовсе считались каналами связи с ушедшими предками. Но и другие деревья не приходило в голову далеким предкам рубить просто так, без повода и нужды. Варварское отношение могло разозлить лесного короля Тапио.

Вообще Тапио отличается, как рассказывается во многочисленных быличках, добрым нравом. В его стране Тапиоле, спрятанной в чистом и сухом лесу, живут лесные девы, любящие соблазнять охотников, лесные детки и другой народ. Однако нарушителей «лесного кодекса», сквернословящих, жадных, отправляющихся в его владения после заката, Тапио может забрать к себе и спрятать так, что только знахарь, заключивший договор с лесным хозяином, сможет найти потерявшегося.

Однако не все лесные жители были настроены так благожелательно к людям, как обладатель зеленых с золотом одежд и окладистой бороды Тапио. С другим лесным королем, Хийси, который живет в мрачной темной чаще, договариваться практически бесполезно, он может украсть не только скотину, но и ребенка.

Человеческих детей лесные хозяева, кстати, обижали редко. Видимо, сказывается чистота души, не успевшей еще накопить постыдных дел. «Единственным поводом могло стать поведение матери, - рассказала специалист института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук Людмила Иванова, - описывались случаи, когда малыша «забрали» прямо из бани, где нерадивая мать отругала чадо. Кроме того, женщина повела ребенка в баню после заката, чего делать было нельзя, по поверьям». Вернуть малыша смог только знахарь. Правда, так благополучно дело заканчивалось не всегда. Девочек лесные хозяева крали для того, чтобы вырастить достойных подруг.

Договаривались с представителями лесной «знати» не только колдуны, но и пастухи. «Считалось, что для хорошего пастуха лесной народ будет пасти скот за малый дар: за красную тряпочку, за ржаную лепешку, - объяснила Людмила Иванова. – Но взамен пастух должен был также выполнять определенные обязательства – не брить бороды, не есть лесных ягод и грибов, не ломать веток с деревьев».

Такие же сложные отношения были у жителей Карелии с лесными животными, самым почитаемым из которых был медведь. Медоволапого считали хозяином леса, предком всего народа. Именно поэтому медвежатину не ели и обращались к тотемному зверю только иносказательно, избегая слова «медведь». Этот хищник, по древним поверьям, не выносил женщин, беременных мальчиками. Поэтому будущие матери старались в лес не ходить.

Еще одна причина, по которой медведей старались вежливо обходить стороной, заключается в веровании о том, что лесной король мог обернуться бурым зверем. Впрочем, житель чащобы мог прийти к человеческому жилью и в облике волка, и прилететь сорокой. Но только ночью, когда добрые домовые духи не могут защитить человека.

Особенно строго старались соблюдать лесные законы те, кто чувствовал за собой вину. «Бытовало мнение, что за нарушение запретов, за жадность, за ругань в лесу или иные постыдные дела хозяева леса могли пометить человека, как говорили, на лесной нос, - рассказала Людмила Иванова. – По возвращении из леса начинала болеть и кружиться голова, самочувствие резко ухудшалось. Такое состояние могло продолжаться несколько дней. Только знахарь мог попытаться справиться с хворью. За нанесенную обиду обладатель «лесного носа» должен был не только принести извинения, но и поднести дар хозяину». К чести карельских лесных королей следует сказать, что борзых щенков они не требовали, скромно обходясь ржаными лепешками, яйцами или вином, которые следовало принести к определенному дереву.

Одаривали лесное племя не только желающие избавиться от «лесной болезни», но и охотники, выходившие на промысел, пастухи, знахари, а также те, кому не посчастливилось заплутать в чащобе. «Заблудиться в лесу мог либо тот, кто нарушил какие-то лесные законы, либо тот, кто переступил дорогу лесных духов, - объяснила Иванова. – Эта дорога невидима, поэтому к своим ощущениям человек должен прислушиваться особенно чутко в лесу. Перейдя за эту границу, человек мог оказаться в царстве лесных жителей, со своими законами и устоями. Практически, в зазеркалье. Выбраться самостоятельно оттуда очень трудно. Единственное, что можно сделать – вывернуть одежду наизнанку, поменять местами сапоги, оставить все, чтобы было собрано – грибы, ягоды, и спокойно попросить у лесного хозяина помощи. Ругаться матом, как делали это некоторые славянские племена, было нельзя». Нецензурные выражения, в отличие от русского лешего, карельских жителей леса могли не напугать, а разозлить».

Помимо лесного народа, похожего на человеческий, в чащах Карелии обитали и более зловещие существа. Например, во время от Рождества до крещенских праздников из леса могла выйти крещенская свинья. «Этого мифологического персонажа боялись. Несмотря на то, что свинья, по некоторым поверьям, могла предсказать будущее, встреча с ней часто заканчивалась плохо, ведь свинья могла схватить человека и унести в лесное царство навсегда», - заметила знаток карельского фольклора.

Со временем древние верования забылись. Лес из чужого, таинственного мира, живущего по своим законам, превратился в место заготовки древесины и полезных ископаемых. Однако, возможно, короли Тапио и Хийси все еще стоят на страже лесного покоя, стремясь сберечь свое добро.