Вы здесь

Стоит-ли возродить традицию посадки деревьев школьниками???

1 post / 0 новое
Последняя публикация
Виктор Степанович
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 08/01/2013 - 13:41
Стоит-ли возродить традицию посадки деревьев школьниками???

Наверное каждой школе в советское время да и в 90-е годы тоже, в каждой школе наступал такой день когда весь класс выводили либо в школьный двор, либо в городские парки и каждый школьник высаживал дерево. А потом постоянно мог приходить и ухаживать за своим деревом, а иногда и именные таблички на уроках труда выжигали на фанерке, а после устанавливали рядом с деревом. На мой взгляд это была замечательная традиция и с воспитательной точки зрения и с точки зрения экологии.
На сколько я знаю, сейчас эта традиция мертва. Возможно стоит ее возродить???

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Замечательная традиция! Вы правы.
Но вряд ли здесь сработают старые формы...
И можно немного расширить возможности. Например, сейчас у молодежи очень популярны так называемые "флеш-мобы". Это когда посредством соц сети организуется событие, обозначается место и время. И люди, поддержавшие это событие (молодежь в основном) собираются в назначенном месте для осуществления действия. Это и тусовка, и добровольно, и модно...а если еще и общественно значимо! молодежь - она на самом деле намного патриотичнее, чем мы привыкли думать.

Так же, я когда-то работала на лесном питомнике мастером. Нужно было засадить большие площади сеянцами. Рабочих не хватало и я предложила привлечь к посадкам "больных наркоманией и алкоголизмом" (так они называются по медицински) к полевым работам. Согласовали с администраией - и все получилось замечательно! Эти люди были очень рады трудится на свежем воздухе в лесу, работали с энтузиазмом. Все отведенные площади засадили, процент приживаемости оказался даже выше, чем у других опытных бригад.

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 неделя назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Грамотная подача мероприятия - неотъемлемый атрибут при проведении акций с привлечением молодежи. Времена идут, методы меняются. Правда территорий, где можно что-то посадить, все меньше и меньше. Города отказываются от парков, газонов, пришкольных территорий.

anastasia
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 25/12/2011 - 18:06

Соединить посадку деревьев с флеш-мобом? Это было бы весьма интересно.
Вообще, если с такой идеей подойти, до из этого можно хороший результат получить.
Просто посадка деревьев - это сейчас не популярно, а вот флеш-моб - очень даже.

Андрей Липа
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 6 дней назад
Регистрация: 06/03/2013 - 10:10

Ключевое слово "в советское время". Думаю, с детьми всегда нужно быть чесными. А использование труда школьников это сегодня прежде всего бесплатный труд не свободных молодых людей. В современном мире это называется волонтерский труд. Он мотивирован и печетен. У нас этого пока нет. Как из общественного бесплатного труда сделать праздник все знают, нужно его правильно организовать. Но это останется разовой акцией. Традиция волонтерства может появиться только совместно с другими социальными переменами.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 4 недели назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

По-моему, в детях обязательно нужно закладывать такую социально-активную и социально-полезную составляющую. Да, это бесплатный труд, но он правилен и полезен и для общества и для природы и для земли, на которой мы все живем... Не важно, как этот бесплатный труд назвать, мне кажется не почетность надо закладывать в головы детям, а то, что это важная часть жизни нормального человека. Что сажать деревья просто необходимо.

Olya
Не в сети
Последнее посещение: 4 года 12 months назад
Регистрация: 30/01/2013 - 12:02

Ну, флэшмоб здесь, конечно, не при чём. Флэшмоб рассчитан на удивление толпы, ему зритель нужен. Это если бы в центре города множество прохожих внезапно подошли и оставили, допустим, по саженцу в горшочке на площади, а потом ушли с невозмутимым видом. А для посадки нужно выезжать за город, эффекта ни на кого это не произведёт, "не прикольно". Хотя, конечно, полезно и интересно. Если вывозить ребят всем классам, чтобы у них была возможность пообщаться, устроить после посадки пикник... Да многие бы согласились!

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 неделя назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Сейчас очень жесткий контроль за поездками за город. Необходимо всем детям иметь прививку от клеща. Не те времена.

Виктор Степанович
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 08/01/2013 - 13:41

Цитата:
Грамотная подача мероприятия - неотъемлемый атрибут при проведении акций с привлечением молодежи. Времена идут, методы меняются. Правда территорий, где можно что-то посадить, все меньше и меньше. Города отказываются от парков, газонов, пришкольных территорий.

Конечно сейчас вариантов подачи можно придумать массу, как говорится, кто на что горазд... Я думаю всегда можно найти территорию, где можно будет совершить посадки, ведь у города есть план озеленения городских территорий, да и на пришкольных территориях это можно сделать. Особенно с учетом того, большинство деревьев не приживется, но ведь важен сам процесс участия школьника...

Ирина Базова
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 28/12/2011 - 11:05

А сами школьники? Они хоть как-то хотят?
И опять же, у нас тут школьники очень умные... Знаю, что их сейчас и перед школой подмести не заставишь -начинают качать права в стиле "а это неоплачиваемый труд" или "а за что платят уборщице"...
В общем, ничего хорошего.

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Ирина Базова написал:
А сами школьники? Они хоть как-то хотят?
И опять же, у нас тут школьники очень умные... Знаю, что их сейчас и перед школой подмести не заставишь -начинают качать права в стиле "а это неоплачиваемый труд" или "а за что платят уборщице"...
В общем, ничего хорошего.

Это точно. Спросила у своего детеныша, что нужно сделать для того, чтобы он пошел (ну и не только он) сажать деревья. Он сказал: "Ничего, только заставить...или деньги платить". Я ему про флеш-моб и все такое...а он "Не-е-ет".
Но есть, я знаю, у нас в городе ребята, которые периодически проявляют свою активность в этом направлении: как весеннее обострение. Но это - единицы.

Yew
Не в сети
Последнее посещение: 4 года 12 months назад
Регистрация: 18/01/2013 - 04:30

при желании возможно включить посадку деревьев в школьную программу - скажем, в качестве практического занятия по природоведению, ботанике и пр. тогда никто не назовёт рабским трудом во благо праздного горзеленхоза.
если будет так как обычно - ясной управленческой голове пришла мысля - все остальные чтобы угодить подгоняют статистику - тогда всё как всегда (никак).

lostInSilence
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 03/04/2012 - 15:18

Можно и не только школьниками. Помню, как будучи студентами мы копали ямы под саженцы в строительном грунте, в котором и кирпичи попадались. А потом приехали начальники и посадили по дереву.
Теперь там шикарная ясеневая аллея.

lostInSilence
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 1 месяц назад
Регистрация: 03/04/2012 - 15:18

Вот еще вспомнил, будучи школьниками привезли нас на одно режимное предприятие. Территория огромная и понадобилось им убрать придорожные бордюры из редких старых кустарников, чтобы посадить новые. Работа адская - выкапывать эти корневища, но с горем пополам справились и были подготовлены аккуратные траншеи. Все школьники после месяца работ довольные разошлись. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время удалось подсмотреть через забор, что все вырытые нами траншеи просто засыпаны без всякой посадки :)
Зато мероприятие проведено.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 4 недели назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Вот после таких "посадок" и плохая репутация у мероприятия в целом... Грустно

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 неделя назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Идея включения лесопосадок в школьную программу мне нравится. И дело будет делаться, и будет лом против аргументов про рабский труд. Не хочешь, можешь менять школу. Сплошная демократия.

RUSLAN
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 21/12/2011 - 15:06

Василий Катаров написал:
Идея включения лесопосадок в школьную программу мне нравится. И дело будет делаться, и будет лом против аргументов про рабский труд. Не хочешь, можешь менять школу. Сплошная демократия.

А как родители ругаться придут? У нас ладно школьники не хотят, но так и многие родители не хотят, чтоб их дети в чем-то подобном участвовали. Сейчас от обычных-то отработок все просто откупаются. А тут - посадка деревьев.

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

RUSLAN написал:
Василий Катаров написал:
Идея включения лесопосадок в школьную программу мне нравится. И дело будет делаться, и будет лом против аргументов про рабский труд. Не хочешь, можешь менять школу. Сплошная демократия.

А как родители ругаться придут? У нас ладно школьники не хотят, но так и многие родители не хотят, чтоб их дети в чем-то подобном участвовали. Сейчас от обычных-то отработок все просто откупаются. А тут - посадка деревьев.

Тут, скорее, вопрос безопасности детей в лесу - об этом писали выше: клещи и все такое. Плюс - лес, это возможность для особо непослушных проявить себя разными способами, например , немного потеряться...не думаю, что школа пойдет на такой риск.
Раньше, в советские времена, насколько я помню, к этому проще относились. Сейчас "грамотные" все стали...Знаю городских, которые лес воспринимают, как угрозу: там опасность за каждым углом. И они сами в лес не ходят, и детей - не пускают.
Если только студентов... как раньше на картошку отправляли и на стройку. Но тут уже без мат. стимула не обойтись.
Тут, может, переключиться все же на молодежь?
Или сделать, например, вот так: задружиться с крупными компаниями, предложить провести им рекламную акцию, а. заодно, лес посадить. У нас так делала одна крупная сотовая компания. Они собрали людей (пришло несколько сотен), лесхоз снабдил их посадочным и инструментом (подробностей не знаю) и они за день посадили несколько га леса. Безплатно. А Сотовый оператор раздал призы наиболее активным участникам. Видимо. конкурс был или что-то в этом роде.
Но у нас это все это прошло на волне социальной активности - леса много выгорело в 2010 году в черте города и народ был мотивирован. Не факт, что сработает, если в речь будет идти про отдаленные территории для засадки.

А если со школами что-то затевать, тут без советов юристов не обойтись. И нужно будет персональное согласии родителей. Наверняка.

Виктор Степанович
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 08/01/2013 - 13:41

Цитата:
А если со школами что-то затевать, тут без советов юристов не обойтись. И нужно будет персональное согласии родителей. Наверняка.

Да если бы посадка деревьев была в образовательной программе, как обязательный элемент ее выполнения, то и согласий никаких не требуется. Не выполнил программу, не получишь аттестат, все просто. Раз школьники не хотят проявлять общественно полезную инициативу, надо им их прививать...
Единственное, что может потребоваться это прививка от клещевого энцефалита, вот на это согласие потребоваться может... Хотя я не знаю, сейчас прививка от клеща не обязательна в школах?

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Разве так просто ввести программу какую-нибудь в школе? Это ж решение должно приниматься на правительственном уровне. А для этого нужно, чтобы кто-то (заинтересованный в этом) её лоббировал, причем, очень интенсивно.
Вопрос: кто конкретно?
И потом, эта программа, как мне представляется, должна быть частью другой прграммы, более обширной, по лесовосстановлению вообще. Я просто не в курсе: есть такая программа? Если её нет, то и внедрение в школе само по себе - нереально.
Вот представьте. Ну ввели в школе программу (кстати, её нужно еще и разработать). А дальше что? значит, в общей программе по лесовосстановлению должна быть уже заложена ВЫГОДА от этой школьной программы, потому как школьная программа - целиком дотационаая получается. И она должна быть оправдана с точки зрения экономики.
Это ведет за собой целую систему мер, по её реализации: начиная с разработки всяких норм и требований (по труду и безопасности) специально для детей, работающих в полевых условиях, и, заканчивая созданием целых отделов в лесхозах по работе с такими школьными подразделениями. Я уж не говорю о материально-технической базе для проведения теоретических и практических занятий.
То есть, это вложения...и не факт. что они окупятся.
А что касается идеологии, что сажать лес - это благородно и нужно, то в наше время это не сработает. Всем правит капитал. Ну если только лесовосстановление не объявят национальной идеей и не начнут её везде пропагандировать и делать нормой жизни...чтобы внедрить в сознание обывателя. Но это вряд ли произойдет.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 4 недели назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Зачем отдельную программу? Это довольно сложно. А вот включить подобные практические занятия в курс природоведения или биологии для младших и средних классов было бы вполне логично и просто. Младшие школьники обычно менее меркантильны, нежели старшеклассники и подростки.
Они с удовольствием бы сажали деревца. Но для этого опять же нужно как минимум взаимодействие двух ведомств и чья-то добрая и сильная воля)

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Хорошо. Приведу пример.
Ребенок заканчивал школу. То есть, это был уже выпускной класс. Встал вопрос о проведении майских праздников и я предложила выбраться с всем классом на пикник в лес. На что учитель мне сказала: "А кто ответственность за детей будет нести в лесу? причем, УГОЛОВНУЮ? не дай бог, что-то съест не то, или заблудится? или клещ цапнет? ВЫ будете?" ,- спросила она меня. На что я, разумеется. сказала "нет".
А ВЫ будете?

И я ж говорю про чью-то добрую сильную волю..разве нет? Чью КОНКРЕТНО? Когда решится этот основной вопрос, все станет ясно.
Вообще-то, любой проект должен отвечать на четыре основных вопроса: ЧТО? ЗАЧЕМ? КТО? и ЧЕМ? И когда на эти вопросы будетут ответы, вопрос можно считать решеным.
ЧТО? - основная идея
ЗАЧЕМ? - идет её обоснование
КТО? - кто основной исполнитель и продвиженец
ЧЕМ? - какими средствами (матереальными, интеллектуальными и пр.) это будет делаться.
Это если серьезно подходить. А если местничково...тогда и вопросов никаких нет. Но мы ж о программе говорим? В масштабах РФ? Или одной лишь деревни?
Просто я за проектный подход: много раз убеждалась в его большей эффективностью, в сравнении со стихийным путем.

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Кстати, чтобы идти и разговаривать с чиновниками в ведомства, нужно как раз-таки и разработать такую программу. Это может сделать ЛЮБОЙ гражданин. Взять на себя, хотя бы, такой труд. И ЭТО РЕАЛЬНО и не так уж трудно. Для тех, кто понимает.
Могу привести пример, как это получилось у нас.
Мы решили создать экопоселение. Сначала, как дураки, ходили по чиновникам и пробивали эту идею..."на пальцах" объясняя её замечательную (на наш взгляд!) суть. Нас, мягко говоря. посылали.
Потом мы взяли и написали проект. Большой и толстый. Профессиональный. Потратили на него несколько сотен тысяч рублей.
Потом написали бизнесплан развития будущего поселения. Тоже профессионально. потратили на него еще несколько десятков тысяч рублей.
И естественно. мы очень тщательно прописали не только НАШИ собственные интересы, но ВЫГОДЫ самих чиновников, области, и в конечном итоге, государства. А это уже не шутки.
Потом пошли к главе администрации нашего района и отдали ему все эти документы. Он взглянул на бизнес план, сказал :"Молодцы, давно бы так"
Потом, через две недели, опять пришли к нему на прием. Он нас очень тепло втретил и сказал, что отдавал наш проект и бизнесплан на экспертизу, и экспертиза установила. что все очень профессионально и реально. "Доработайте немного, я с ним на область пойду" сказал.
Недавно пришло сообщение. что наш проект вызвал интерес минэкономразвития области...а это значит, что есть большая вероятность благоприятного исхода нашего мероприятия.
А сколько сейчас людей носятся с аналогичной идеей? пороги оббивают? А чиновники только у виска крутят.

Чиновники понимают только конкретный язык букв и цифр. Им нужно ДОКАЗАТЬ, что ваш проект буде ВЫГОДЕН в первую очередь ИМ САМИМ! И тогда ваш местный чиновник САМ будет двигать ваш проект наверх.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 4 недели назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Жанна написал:
Хорошо. Приведу пример.
Ребенок заканчивал школу. То есть, это был уже выпускной класс. Встал вопрос о проведении майских праздников и я предложила выбраться с всем классом на пикник в лес. На что учитель мне сказала: "А кто ответственность за детей будет нести в лесу? причем, УГОЛОВНУЮ? не дай бог, что-то съест не то, или заблудится? или клещ цапнет? ВЫ будете?" ,- спросила она меня. На что я, разумеется. сказала "нет".
А ВЫ будете?

И я ж говорю про чью-то добрую сильную волю..разве нет? Чью КОНКРЕТНО? Когда решится этот основной вопрос, все станет ясно.
Вообще-то, любой проект должен отвечать на четыре основных вопроса: ЧТО? ЗАЧЕМ? КТО? и ЧЕМ? И когда на эти вопросы будетут ответы, вопрос можно считать решеным.
ЧТО? - основная идея
ЗАЧЕМ? - идет её обоснование
КТО? - кто основной исполнитель и продвиженец
ЧЕМ? - какими средствами (матереальными, интеллектуальными и пр.) это будет делаться.
Это если серьезно подходить. А если местничково...тогда и вопросов никаких нет. Но мы ж о программе говорим? В масштабах РФ? Или одной лишь деревни?
Просто я за проектный подход: много раз убеждалась в его большей эффективностью, в сравнении со стихийным путем.

Для начала давайте не будем путать два разных понятия. Стихийный пикник в лесу и практические занятия. Надеюсь, физкультура на лыжах в вашем регионе у детей есть? В наших регионах детей для этого отправляют либо в ближайший городской лесок, либо парк и ни один учитель не впадает в панику.
Второе- выпускной класс вообще понятие особое. И учителя можно понять. Я же говорила о НАЧАЛЬНОЙ школе, где дети милы и благожелательны. По сути, такие вещи лучше всего работают с первый по шестой класс.
Третье- в школах ряда регионов существуют школьные лесничества, которые работают в контакте и с представителями лесничеств и входят так или иначе в собственную образовательную программу школы.
В соответствии с этим, на ваш вопрос есть простой ответ. Кто и чья воля? Да хоть родительская: объединились и от всего класса директору заявление: хотим такой курс совместно с лесничеством, прививать детям любовь к лесу. Если заявлений будет порядка 20-директору ничего не остается, как приступить к созданию такого школьного курса. Другое дело, что большинство родителей предпочтут лесным посадкам-посадки кустов на даче. В соответствии с этим, от частной инициативы мы переходим в разряд инициативы государственной.

Но мы говорим о государственной программе. Так, извините, здесь инициатором такого внедрения должно быть в первую голову заинтересованное ведомство. Если лесное ведомство хочет, чтоб дети сажали лес-флаг ему в руки и Минобраз в помощь. И опять же, к вопросу, там где лесничества заинтересованы как-то в подрастающем поколении-школьные лесничества и создаются. И без всяких кто, зачем и почему.

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Анна Романова написал:
Но мы говорим о государственной программе. Так, извините, здесь инициатором такого внедрения должно быть в первую голову заинтересованное ведомство. Если лесное ведомство хочет, чтоб дети сажали лес-флаг ему в руки и Минобраз в помощь. И опять же, к вопросу, там где лесничества заинтересованы как-то в подрастающем поколении-школьные лесничества и создаются. И без всяких кто, зачем и почему.

Тогда в чем проблема? если это и так существует? Или все же что-то не так? Если не так, значит, надо по другому к этому подходить - более широко и профессионально. ПРОЕКТНО. Иначе все останется на том уровне, что есть.

Есть два пути развития: проектный и стихийный. Сейчас все развивается стихино. И дальше так будет. И ничего с этим поделать будет нельзя. Пока не найдется КТО-ТО, кто приведет это в какую-то систему и не внедрит эту систему на государственном уровне. Ну или, хотя бы, на местном...областном.

И я б своего маленького ребенка не отправила бы на делянку лес сажать...скорее уж старшеклассника. А с малышами можно и в школьном дворе тренироваться...но для этого не надо программы - в рамках отработки и уроков труда и ботаники.

sloter
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 5 дней назад
Регистрация: 08/12/2011 - 10:15

Сам вопрос в теме: стоит ли возродить традицию посадок, фактически уже не уместен. Школьники уже давно вовсю сажуют деревья. Сейчас в апреле-мае пойдут новости о посадках школьниками деревьев. Так каждый год происходит. И цифры растут. Отчасти это показушное явление, организумое сверху, отчасти это инициатива школ. По-моему нужно возрождать такое понятие как "школьный лес". Благо лесничества появляются в стране каждый месяц.
Очень часто школьный лес представляем собой посадку несколько десятков деревьев на школьном дворе. И то хорошо. А там опытные школьные лесничества возьмутся курировать и настоящие лесные участки.

Рита
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 30/01/2012 - 18:06

Цитата:
Мы решили создать экопоселение.

А можно узнать хотя бы в двух словах что под этим подразумевается? А то мне ужасно интересно.
Может у нас тут тоже давно пора что-то такое организовать...

Жанна
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 19/12/2012 - 08:48

Рита написал:
Цитата:
Мы решили создать экопоселение.

А можно узнать хотя бы в двух словах что под этим подразумевается? А то мне ужасно интересно.
Может у нас тут тоже давно пора что-то такое организовать...

Это не по теме данного форума...Если предыдыщее собщение тоже не в тему - пусть модератор удалит. Это я просто в качестве примера взаимодействия с властью. Про инициативу "снизу".
Кстати, в проекте большое внимание уделяется лесопосадкам. Ведению сельского хозяйства методом агролесоводства. Но это немного опять не по этой теме. Простите. :)

Виктор Степанович
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 08/01/2013 - 13:41

Цитата:
Школьники уже давно вовсю сажуют деревья.

И это разве носит массовый характер в школах по всей стране? Некоторые школы конечно проводят такие мероприятия, но это не постоянно и не повсеместно...

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 неделя назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Честно признаться, мы деревья в школе не сажали, ибо не зачем их было сажать. Во дворах школы, детского сада, библиотеки уже везде красовались высаженные солидные деревья. Я там всегда грибы собирал в детстве. А прямо за моим забором начинался лес. И лес был кругом. Зато у нас всегда были занятия на природе, походы, олимпиады. Для городских ребят обязательно нужно включать в учебные планы занятия в парках, лесничествах, питомниках, на объектах комбинатов благоустройства.

Виктор Степанович
Не в сети
Последнее посещение: 5 лет 1 месяц назад
Регистрация: 08/01/2013 - 13:41

Самое важное привить детям любовь к природе, чтобы они научились ценить деревья, понимать, что они тоже живые существа, а не втыкать в них топор бездумно, гуляя по лесу. А какими целями это совершается не столь важно, конечно в лесных поселках и в деревнях чаще всего нет смысла высаживать деревья, когда кругом здоровый, красивый лес. Для таких мест стоит предусмотреть другие мероприятия, такие как походы в ботанические сады или др.