Вы здесь

Классическое образование в школе или прагматическое?

24 posts / 0 новое
Последняя публикация
gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31
Классическое образование в школе или прагматическое?

Продолжение новости:

Цитата:
Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец на заседании коллегии Министерства образования и науки пожаловалась на то, что российские школы выпускают детей, не приспособленных к жизни...
По мнению Голодец, в старших классах школьники уделяют внимание исключительно подготовке к ЕГЭ и в результате знают математику, русский язык, литературу и два предмета по выбору. Навыки и умения школы при этом детям не дают.
«В итоге дети оказываются не приспособлены к жизни, поэтому надо насыщать курсы, добавлять практику, развивать навыки ребенка», — заметила вице-премьер. Она полагает, что это позволит детям стать более конкурентоспособными, так как у них будет «более широкое понимание мира». В качестве положительного примера Голодец привела курсы домоводства в Финляндии, благодаря которым школьники получают больше практических навыков и умений.
В ответ на речь вице-премьера председатель общественного совета при Минобрнауки Жорес Алферов, выступавший чуть позже, сказал: «Домоводству, Ольга Юрьевна, надо учить в семье».

А про «дееспособный возраст» — я б в суд подал на месте академиков РАН за публичное оскорбление и клевету. Неужели сложно найти адекватного и компетентного в образовании министра образования?
А тот как в КВН: «Вот Вы, Марьивановна, ему двойку по русскому поставили! А вот он вырастет и станет министром образования. И будет у нас министр образования без образования!».
В своё время сайт грамота.ру опубликовал публикацию о независимом анализе современных орфографических справочников — так вот, по ним некоторые слова имеют противоречащие между собою написания слов!

Alex Olonen
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 08/12/2011 - 10:05

Скоро еще добавят "финансовый учет" и от классического образования ничего не останется. Я так понимаю, что сейчас идет спор во властных кругах, что лучше возвращаться к классическому образованию или же вводить прагматизм и новаторство.
Пример - вызвавший сейчас бурю гнева и перепостов мнение Павла Анатольевича Пожигайло, председателя Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.
Он ратует за возвращение классического гуманитарного образования.

Цитата:
Пожигайло: Начнем с того, что на текущий день с преподаванием литературы полная катастрофа. Она выдавливается из системы среднего образования более прагматичными, с точки зрения сегодняшнего мира, предметами - экономикой, математикой, языками, что, с точки зрения родителей и властей, более целесообразно, поскольку это дает ребенку большие возможности.

Григорьев: Подготовленность к каким-то практическим вещам.

1
Пожигайло: Я с этим не согласен, потому что считаю, что у нас и так народу немного, демография неважная. Поэтому у меня есть категоричная уверенность, что какой-то период вообще не надо учить иностранным языкам, чтобы люди не уезжали из страны. Говорю провокационно, чтобы была понятна идея.

Во французских семьях вырастают дети, которые не знают английского языка. Есть в некоторых традиционных французских семьях тенденция к изучению только французского языка, как и в немецких семьях - тенденция к изучению только немецкого. Это не некая дремучая патриархальность и консерватизм.

Русский язык самодостаточен. Русская литература самодостаточна. Мы подсчитали: количество гениальных композиторов и писателей в России составляет больше половины от числа мировых. Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем!

Но мы не делаем это богатство востребованным. В средней школе уроков музыки вообще нет, 2 часа литературы в неделю, а в советское время их было пять.

Более того, качество преподавания оставляет желать лучшего. Мы были на уроках, на которых о "Евгении Онегине" рассказывалось как о некоем триллере, о трагедии несчастной любви Онегина к Татьяне.

Григорьев: Я недавно видел в Интернете описание одного из новых американских фильмов массовой культуры, где президент Линкольн выступает в качестве основного борца с вампирами. Может, это общемировая тенденция - попытка изобразить какие-то исторические и литературные фигуры в простых формах? Хотя, на мой взгляд, Линкольн как борец с вампирами не способствует лучшему пониманию истории США американскими школьниками.

Пожигайло: Безусловно. К сожалению, в рамках эфира всего не скажешь. Последние годы я много занимался изучением античной философии и литературы, в частности, Гомера, Софокла, Эсхила. Я считаю, это звезды в короне древнегреческой литературы. Они очень близки к нашему Федору Михайловичу Достоевскому. Многие произведения как будто писались в одно и то же время. Всегда шла речь о стремлении человека к некоему обожествлению этой жизни, своего тела и сиюминутных радостей. Это вечное стремление было до потопа и при строительстве Вавилонской башни.

Я приведу одну фразу, а вы попробуйте угадать, когда она была написана и кем: "Страшно становится за ныне подрастающее поколение. Оно приучается к легкому отношению ко всем идеям и ко всем ценностям, в нем нет традиций, нет ничего крепкого, устойчивого. Сами религиозные идеи, призванные прекратить эту анархию духа, укрепить, создать новые традиции, связать ее со старой, воспринимаются как одно из проявлений этой анархии, этой беспринципности эпохи. Можно утешать себя тем, что революционные эпохи всегда сопровождаются идейной анархией, старые ценности тонут, новые ценности еще не создались"…
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2172271/102939991/

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Цитата:
Русский язык самодостаточен. Русская литература самодостаточна. Мы подсчитали: количество гениальных композиторов и писателей в России составляет больше половины от числа мировых. Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем!

Очень напоминает:
«Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!»

Литература — действительно самодостаточна, а вот уроки литературы ущербны разбиранием «грязных и чистых тряпок» писателей и поэтов, толкованием того, что «автор хотел сказать» (ещё Корней Чуковский ещё писал (привожу дословно): «Автор, дескать, был такой бестолковый, что сам не мог сказать, но вот педагоги хорошо знают, что он хотел сказать»), механической генерацией чужих тем сочинений с формализованными и грубейшими выводами, разбором стиха по формам, а не наслаждением текстом и его самостоятельным восприятием душой, сердцем и разумом.

Цитата:
Но мы не делаем это богатство востребованным. В средней школе уроков музыки вообще нет, 2 часа литературы в неделю, а в советское время их было пять.

Помню-помню уроки музыки! Мы пели «И мой сурок со мною», ужасно играли на флейте, пели красноармейские песни гражданской войны, песни Великой Отечественной, пионерские песни и «Маленькую страну» Королёвой. Вот ведь какое искусство! Преталантлевейшие композиторы!
А как было приятно слышать и видеть, когда, слушая Баха, Бетховена, Мусоргского одноклассники плевались жеванными бумажками, как под Шостаковича чавкали жвачкой и приклеивали её к парте! О как незабвенно они фальшивили, когда пели как можно громче и фальшивей! О да, эти уроки действительно незабвенны и поистине обогатили внутренний мир каждого школьника!

Цитата:
Я недавно видел в Интернете описание одного из новых американских фильмов массовой культуры, где президент Линкольн выступает в качестве основного борца с вампирами.

Цитата:
Последние годы я много занимался изучением античной философии и литературы, в частности, Гомера, Софокла, Эсхила. Я считаю, это звезды в короне древнегреческой литературы. Они очень близки к нашему Федору Михайловичу Достоевскому. Многие произведения как будто писались в одно и то же время. Всегда шла речь о стремлении человека к некоему обожествлению этой жизни, своего тела и сиюминутных радостей. Это вечное стремление было до потопа и при строительстве Вавилонской башни.

Да! Как бездуховны они стали!
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
Продюсер: Тим Бёртон, Тимур Бекмамбетов, Джим Лемли
А сценарист-то Сет Грэм-Смит, чьи «шедевры» поражают:
2005 — «Большая книга порно: Проникающий взгляд на мир грязных фильмов»
2006 — «Руководство Человека-паука: Окончательное учебное руководство»
2007 — «Как пережить фильм ужасов: Все навыки, чтобы избежать убийств»
2008 — «Простите моего президента: Извинения за 8 лет»
2009 — «Гордость и предубеждение и зомби»
2010 — «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров»

Он никогда не сравнится с фильмами русских режиссеров... хм... упомянутого выше Бекмамбетова, с фильмами Михалкова, с фильмами Сарика Андреасяна («Тот ещё Карлосон!», «Что творят мужчины!», «С новым годом, мамы!», «Беременный»)!

О великий мэтр Пожигайло Павланатолич! Воистину Вы раскрыли нам взгляд к современной культуре и сохранению историко-культурного наследия! Ведь раньше как было? Я просто плевался от современной российской культуры, памятую слова Никиты Сергеевича Горбачёва:
«Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»
«Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?»
Ну и незабвенное:
«Это педерастия в искусстве! Так почему я говорю, педерастам 10 лет, а этим орден должен быть?»

А подумаешь:
Почетный профессор Киевского Государственного Национального Университета Культуры — Сергей Анатольевич Зверев;
Главный редактор профильного периодического издания «Venture Business News» Анна Васильевна Чапман, почти почётный гражданин города-героя Волгограда;
Анастасия Юрьевна Волочкова, что защитила диссертацию по теме творческих школ в регионах России и получила степень МВА в Высшей школе экономики;
Никита Борисович Джигурда, народный артист Чеченской Республики, режиссёр и автор сценария в фильме «Супермен поневоле»
и многие другие.

Вон где искусство! Вон где культура! А мы, ишта, иначе думали! Виват, Павланатолич! Виват!

А Ваше знание культуры, товарищ (какой Вы господин, «чаго уш там», будем те по постецки — товарищ) Павлатолич! Ведь потоп-то и Вавилонская башня — оно самое наше, русское! Где уж там кому-то другому эдак написать! А обожествление сиюминутных радостей»! Вот! «Вот она рыба моей мечты»... То есть мечта просттого русского мужика — «здесь и сейчас» — вот и весь сказ о культуре, а что Библию евреи писали, а что Достоевский был педофилом, как что Гомер был сказителем и личностью легендарной, но никак не философом — так Павлатолич, похоже, учился у великого украинского Профессора ( http://lurkmore.to/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%80 ), сказавшего, что «великий украинский поэт Чехов».

И ведь кто отвечает у нас за культуру? Пожигайло Павел Анатольевич — «родился 20 сентября 1963 г. в г. Сысерть Свердловской области; в 1985 г. с отличием окончил Серпуховское высшее военное командное училище РВСН по спец. программе Службы Специального Контроля (ССК) (гражданская специализация - системный математик, аналитик); с 1988 по 1991 год проходил обучение в адъюнктуре в/ч 11135 Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ (г. Москва)» ( http://www.ivanovoweb.ru/people/person.nsf/CompByAlpha1/pavelp ).

Вот они — молодые искусствоведы! Гордость и опора министерства образования!

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Извините, не мог удержаться :)

Мацько Мария
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 15/01/2012 - 00:19

gimran написал:
Извините, не мог удержаться :)

:ymhug:

А вообще, да, я тоже помню эти уроки музыки и уроки литературы, где твое мнение мало кого интересовало, но всем было нужно мнение такого-то критика...

Но тут и там крайность описана, и там.
Мне кажется, что основная идея, которую хотел донести до нас Пожигайло - это то, что русские перестали гордиться своим языком, литературой, композиторами... А надо бы!
Но и впадать в крайности, отказываясь от базовых знаний в экономике, знаний иностранных языков (которые сейчас нужны даже чтобы блоги читать полюбившиеся!) и тому подобное - тоже не стоит.

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Образование должно расширять кругозор и открывать пути в различных направлениях. Это потом, выбрав училище, институт или университет и направления в них, он начнет определяться. Нельзя ограничивать школьника. Пусть даже этого он и не понимает. А вообще подождем 24-го...

Hamuk
Не в сети
Последнее посещение: 3 года 4 months назад
Регистрация: 28/12/2011 - 04:30

Может еще и географии не обучать, а то по карте за границу уйти смогут.

Николай Н.
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 16/02/2012 - 18:32

Hamuk написал:
Может еще и географии не обучать, а то по карте за границу уйти смогут.

:)

Цитата:
Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то
себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай
милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б
случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их
дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези
меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно,
то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма
утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою
был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте,
а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда,
бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-
нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука
ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю,
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с
голоду. А! Каково это?
Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

У нас в школе были бесплатные факультативы. И все пользовались популярностью. Хочешь подготовиться на университетский уровень - иди на факультатив. Чем не хорошая практика? Зачем изобретать велосипед?

Олег Сорокин
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 03/01/2012 - 00:56

Василий Катаров написал:
У нас в школе были бесплатные факультативы. И все пользовались популярностью. Хочешь подготовиться на университетский уровень - иди на факультатив. Чем не хорошая практика? Зачем изобретать велосипед?

Так за велосипед можно денег взять. Причем и за повторно изобретенный.
А наша система школьная все больше и больше начинает быть похожей на обычный базар...

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Что интересно, у ребенка сейчас в школе факультативы бесплатные по подготовке к экзаменам. При этом, учителя напрямую так и говорят, что нам за это недоплачивают, мы тратим на ваших детей свое личное время.
А вот, например, второй язык, который мы тоже хотели изучать в школе-сразу сказали: платите.

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Анна Романова написал:
Что интересно, у ребенка сейчас в школе факультативы бесплатные по подготовке к экзаменам. При этом, учителя напрямую так и говорят, что нам за это недоплачивают, мы тратим на ваших детей свое личное время.
А вот, например, второй язык, который мы тоже хотели изучать в школе-сразу сказали: платите.

А готовят в формате ЕГЭ или решая различные задачи?

ambrozia
Не в сети
Последнее посещение: 3 года 5 дней назад
Регистрация: 21/12/2011 - 18:20

Анна Романова написал:
Что интересно, у ребенка сейчас в школе факультативы бесплатные по подготовке к экзаменам. При этом, учителя напрямую так и говорят, что нам за это недоплачивают, мы тратим на ваших детей свое личное время.
А вот, например, второй язык, который мы тоже хотели изучать в школе-сразу сказали: платите.

О, это уже и десять лет назад практиковалось учителям - вот это вот замечание про бесплатные факультативы.
Так я вот точно знаю, что их к этим факультативам обязывают, а значит, что все-таки как-то там доплачивают.
Правда не всегда.

sloter
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 10 months назад
Регистрация: 08/12/2011 - 10:15

ТВ Дождь снял провокационный сюжет о знании русской литературы. Gimran-u особенно понравится:

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Я в своё время в школе на уроке литературы забыл выучить наизусть какой-нибудь стих Некрасова, пришлось на ходу в его слоге сочинять экспромт и читать. Поставили четыре «за запинки в цитировании». Так что тут воопрос вообще сложный :)

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Ужас-ужас два раза! И сюжет и рассказ...да, надо, пожалуй, еще сократить уроки литературы в школах, чтоб далее "курочки-рябы" дело не шло.

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Хотя вопрос развивает ли память зазубривание стихов? Вот мне, к примеру, было сложно выучить, поскольку я начинал представлять и досочинять на ходу.

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Что-то мы отклонились от темы, мне кажется...

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Переформулирую: все ли методы традиционной образовательной школы развивают заявленные собою навыки?
К примеру, установлено, что после изучения латыни проще изучать современные европейские языки, а развивает ли память зубрежка стихов или оздоровляет ли физкультура в грязных и пыльных кабинетах? Это аллергены.
У меня в институте случай был, когда студент умер после кросса - не выдержало сердце. Ну и травматичность спорта всем известна, а профессиональные спортсмены рекламируют алкоголь, участвуют в различных скандалах, принимают анаболики и т.д. О спортивных фанатах вообще молчу. Нужны ли детям такие "кумиры" и подобные занятия в виде обязаловки?

Анна Романова
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 05/12/2011 - 15:47

Давайте не путать, что называется, теплое с мягким. То, что современным школьникам физическая активность нужна-думаю, что с этим мало кто будет спорить. За другие регионы не поручусь, но у нас, например, популярны уроки на улице: футбол, волейбол, лыжи.
Я вреда для детей не вижу. Норм ГТо с них особенно не требуют. Другое дело, когда физкультура приобретает масштабы лидирующего предмета подменяя собой количество часов отдаваемых ранее под литературу или что-то еще.

Теперь с языками и запоминаниями. Я понимаю к чему вы клоните: у всех детей есть те или иные склонности и предпочтения. Но, извините, развивать их задача совершенно не среднего и даже не высшего образования. Это задача родителей. Определить то, к чему тяготеет ребенок и помочь ему.
Школа должна,извините мой французский научить писать относительно хотя бы правильно. Примерно представлять кто является культурным и литературным наследием страны и уметь складывать два плюс два.такие же параметры можно применить и к истории-знать хотя бы элементарные события в родной стране: типа даты начала ВОВ...
Если в рамках этого дети выучат по пять стихотворений ( а при нынешнем почасовом раскладе явно не более) то едва ли они смертельно перенапрягутся, а не то еще и не дай бог, не потратят лишние часы на бестолковый дрессинг к ЕГЭ.
Я за разностороннее развитие и пусть оно по-началу будет именно в обязательном порядке. Зато потом, вырастает в большинстве довольно грамотный ребенок, который, кстати, именно благодаря получению определенных навыков, в состоянии нормально думать и анализировать...

Сейчас, извините, детей не учат думать в школе совсем(((( для них элементарный анализ текста-это что-то за гранью добра и зла.... Из наших детей массово дебилов штампуют. А вы на стихи ополчились.

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Цитата:
Сейчас, извините, детей не учат думать в школе совсем(((( для них элементарный анализ текста-это что-то за гранью добра и зла.... Из наших детей массово дебилов штампуют. А вы на стихи ополчились.

Ну анализ текста анализу текста рознь. О чём именно Вы говорите?
Лингвопоэтический анализ текста, стилистический анализ текста, композиционно-содержательный анализ текста, типологический анализ текста, комплексный анализ текста, текстологический анализ текста,..? И какого текста — прозаического или поэтического?
Лично я не понял.

Дебилов штампуют уже с младенческого возраста. Вот у меня картонные книжки для младенцев. Отличные иллюстрации, но вот в одном из стишков «бабочка крыльями махает». Именно «махает», что меня поразило.
Детские мультфильмы тоже небогаты литературной речью, это не советские экранизации поэзии, это не экранизации Александра Роу. К примеру, советские мультфильмы, экранизировавшие греческую мифологию, были в стихах, — дети знакомились с литературой, а голливудские «Троя» или «Спартанцы» к литературности близки также, как надпись на заборе или речь современных политиков к «Элиаде» или Шекспиру.

У нас нету не только детских садов нету, не только сельские школы сократили, не только экономят на образовании, но и сам навык грамотности благодаря компьютерным программам выходит из моды.
Недавно читал учебники по лесоведению 60х или 70х годов — довольно богатая речь автора захватывает при чтении, являясь довольно богатым по языку произведением, а большая часть современных учебников по различным дисциплинам (включая учебники, издававшиеся с 80х) — вместо деепричастий и причастий всюду были обороты «тот, который сделал», «тот, который хотел» вместо «сделавший», «хотевший». Видел в учебнике по русскому языку (в разделе о деепричастиях или причастиях) в речи автора не было употреблено ни одного деепричастия или причастия, а сама речь пестрела «которыми». Можете для примера любой учебник взять и пролистать, выделяя употребления «который» во всевозможных родах и числах.
Учебники становятся всё примитивнее, помню в одном учебнике для пятого или третьего класса (могу найти, дома лежит) в качестве упражнения был анекдот про «ежик, может тебе помыться?». У меня к примеру есть три книги Татьяны Рик по русскому языку (сейчас посмотрел — оказывается их всего 6, надо ещё три найти сыну на будущее) и две книжки по русскому языку издательства «Просвещение» (названия не помню, могу поискать дома). До этих книг — меня практически «тошнило» от русского языка из-за преподавания в школе, учась на двойки и тройки. А после прочтения — самостоятельно нашёл, скачал и изучил церковнославянский язык, дореволюционную грамматику русского и правила русского 1956 года.
Не тому в школе учат и не так. Надо искать хороших авторов и педагогов.

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

Стихи учить просто необходимо. Это развитие памяти, великолепная тренировка проектирования завершенных фраз. Поясню: когда ты читаешь стихотворение наизусть, то автоматически видишь завершение определенного элемента текста. Если ты видишь впереди проблему, то, читая текущий текст, начинаешь путем мозгового штурма искать решение этой проблемы провала в памяти. Очень полезный по жизни навык. Ты можешь в данный момент говорить начало фразы, не тормозясь на нем, и уже продумывать ее емкое и разумное окончание. Для людей, связанных с трансляцией информации, публичных людей, руководителей и просто грамотных людей, это очень важно.

gimran
Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 29/11/2012 - 20:31

Цитата:
Поясню: когда ты читаешь стихотворение наизусть, то автоматически видишь завершение определенного элемента текста. Если ты видишь впереди проблему, то, читая текущий текст, начинаешь путем мозгового штурма искать решение этой проблемы провала в памяти. Очень полезный по жизни навык.

Не задумывался над подобной постановкой вопроса. Обычно думал, что мозговым штурмом находят нечто новое.
Тем более в большинстве стихотворных текстах рифма мешает учить текст без включения фантазии, скажем, белый стих действительно развивает память:

Цитата:
Гарм лает громко
у Гнипахеллира,
привязь не выдержит —
вырвется Жадный.
Ей многое ведомо,
все я провижу
судьбы могучих
славных богов.

Или такое стихотворение:

Цитата:
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.

И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье...
... А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

...Скажите... там...
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
...Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..

А здесь больше механического при заучивании:

Цитата:
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Скажем, учи дети «Слово о полку Игореве», особенно на древнерусском — это было бы действительно и развитие памяти:

Цитата:
Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!

А в школе его почему-то в программу 6 или 7 класса (точно не вспомню) включили, причем в поэтической версии Жуковского.

Цитата:
Ты можешь в данный момент говорить начало фразы, не тормозясь на нем, и уже продумывать ее емкое и разумное окончание.

Разумное ли? К примеру, нас заставляли учить наизусть:

Цитата:
Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство -
Штамп на золотом,
А золотой -
Мы сами!

Рифма-то какая! «прочее-прочее». Что любопытно, сравнил перевод: http://www.lib.ru/POEZIQ/burns.txt и оригинал: http://www.robertburns.org/works/496.shtml
То есть детям сознательно дают под видом поэзии 18 века — «идеологически верные» нескладушки Маршака.

Цитата:
Для людей, связанных с трансляцией информации, публичных людей, руководителей и просто грамотных людей, это очень важно.

Важно — читать по бумажке? То-то на конференциях и докладах так много спящих. Лично я считаю, что здесь важнее риторика, подобная речам Кашина.

Василий Катаров
Не в сети
Последнее посещение: 2 года 11 months назад
Регистрация: 09/01/2012 - 17:00

gimran написал:
Важно — читать по бумажке? То-то на конференциях и докладах так много спящих. Лично я считаю, что здесь важнее риторика, подобная речам Кашина.

Причем здесь бумажные речи? Я как раз говорю о грамотной живой речи. Когда говорит Жириновский, люди не спят. Но назвать его речь грамотной, четкой и правильной нельзя. Ему можно не задумываться над тем, что он говорит. А простой человек, вроде нас с Вами, решает болезненные, спорные вопросы или отвечает на коварные вопросы, не имеет права на ошибку в построении фраз и их смысловой нагрузке.